Рав Захарья Валлерштейн рассказывает о ночи седера и о том, как его сущность (Седер Песах) переплетается с концепцией благодарности в иудаизме.
Маца играет центральную роль в седере. Маца – по сути своего приготовления – очень примитивная еда. Она есть само воплощение скромности и отказа от охоты за материальными благами.
Не случайно в Талмуде, йецер ѓа-ра иногда называют сеор ше -бе-иса, закваска, дрожжи в тесте.
Поэтому-то «хамец» необходимо искать в самых глубинах своего существа – во всех трещинах и отверстиях.
Седер символизирует одновременно и рабство, и свободу, галут (изгнание) и избавление. Мы едим мацу, которая представляет символ освобождения, а затем вкушаем марор, за которым стоит горечь изгнания. После Избавления евреи смогли оглянуться в прошлое и осознать, как египетское изгнание подготовило их для получения Торы и, таким образом, оказалось для них к лучшему.
В ночь седера мы испытываем настоящую благодарность за то, что в каждой ситуации есть что-то хорошее, даже если это не всегда заметно.
В эту возвышенную ночь мы вспоминаем такой факт: несмотря на то, что в Египте евреи опустились на 49 уровень нечистоты, Б-г взял нас оттуда, из этого мрака бездуховности, в качестве Избранного Народа. В этом мы видим доказательство Его великой любви к нам, и это сознание делает наше чувство благодарности к Нему еще глубже.
Совет для гордеца
Рав Валлерштейн вспоминает:
Я находился в доме своего ребе, рава Гамлиэля Рабиновича в Иерусалиме, когда к нему зашел некий молодой человек и рассказал, что у него появились трудности: он испытывает проблемы в семейной жизни. Он сообщил, что женат уже в течение нескольких лет, и, к прискорбию, обнаружил, что не уважает свою жену, потому что она не ведет себя так, как свойственно мудрым людям.
Он продолжил рассказ, приводя примеры ее глупости. Из манеры его рассказа о себе и его жене было очевидно, что истинная проблема заключалась не в отсутствии мудрости у его жены, а в его высокомерии.
Он много думал о себе и мало – о других.
Рав Гамлиэль не стал смягчать свой ответ.
Рав сказал молому человеку, что, в действительности, и он, и его жена более или менее одного интеллектуального уровня.
Брак – это всегда возможность для роста, совместного духовного развития. Но этот человек не желал прилагать усилия, для того чтобы расти.
С другой стороны, он хотел чувствовать себя выше своей жены.
И, чтобы достичь превосходства, он то и дело пытался унизить ее. Он поднимал свою самооценку за счет унижения жены и снижения ее самооценки.
— Хочешь уважать свою жену? – спросил его рав Гамлиэль. – Тогда работай над своей скромностью. По-настоящему скромный человек видит хорошие качества других и считает их выше себя. Если ты научишься быть скромным, то начнешь смотреть на свою жену снизу вверх. Однако, если ты не изменишься и останешься таким же, как сейчас, тогда ты никогда не сможешь оценить достоинств того, с кем связала тебя судьба, потому что тебе всегда будет необходимо унизить другого.
Отрывок из книги «Да будет дождь».
Reproduced from «Let there be rain» by Rabbi Shimon Finkelman and Rabbi Zechariah Wallerstein with permission of the copyright holders, ArtScroll / Mesorah Publications, Ltd.