«Святыми будьте, ибо свят Я, Б-г ваш» (Ваикра, 19, 2)
В прошлый раз мы приводили слова Рамбама, каким образом следует святым дочерям и сыновьям Израиля вести себя по отношению друг к другу в супружестве, и разъяснили, какая связь между святостью и подобающими супружескими отношениями. Что же является залогом достойного и уважительного поведения главы семьи по отношению к жене? Ответ на этот вопрос мы находим также у Рамбама, в Законах о запрещенных отношениях он пишет: «Следует человеку продать всё, что есть у него, чтобы жениться на дочери мудреца Торы, а также выдать свою дочь за мудреца Торы, ибо в доме мудреца не бывает недостойного поведения и раздоров». Причина этого в том, что поведение мудреца Торы целиком и полностью опирается на Тору, а Тора требует от мужа любить жену как себя самого, уважать ее больше, чем себя, и стараться угодить ей всем, чем может (Рамбам, Законы супружества 15, 19). Поскольку в отношениях мудреца Торы с женой нет личных интересов, а есть только желание выполнять заповеданное Торой, поэтому нет в таком доме раздоров и обид.
Кроме того, Тора учит человека быть благодарным каждому, кто сделал ему добро. Талмуд (Евамот, 63 а) рассказывает о раби Хийи, жена которого весьма досаждала ему, делая его жизнь несносной, но, несмотря на это, всякий раз, когда он видел что-то, что может порадовать его супругу, он покупал ей эту вещь. Ученики были удивлены таким любезным и учтивым отношением их учителя ко второй половине. «Разве жена не досаждает тебе?», спросили его. «Довольно и того, что наши жены воспитывают наших детей и спасают нас от греха [и уже только за это мы должны быть благодарны им и любить их всей душой]», — ответил он.
Более того, мудрецы говорят о том, что есть тесная связь между тем, как человек относится к изучению Торы, и тем, какие у него отношения с женой. Пример этого мы можем увидеть также в трактате Ебамот (63 б): «Посмотри, насколько хороша жена хорошая, и как плоха жена плохая; как хороша жена хорошая – написано (Мишлей 18, 32): «нашел жену – нашел добро». Если о жене говорит стих, то насколько же хороша хорошая жена, что восхваляется она, а если о Торе говорит стих (т.е. Тора уподобляется жене), насколько же хороша хорошая жена, что Тора сравнивается с ней!».
А корень этого в том, что отношения мужа и жены подразумевают постоянство, Тора обязывает мужчину сделать кидушин – т.е. жениться на женщине, посвятить ее себе — чтобы стала она для него выделенной и постоянной. Иктуба – брачное обязательство, по которому мужчина должен выплатить жене немалую сумму, если он, не дай Б-г, захочет развестись с ней – также пишется для того, чтобы не мог мужчина с легкостью развестись с женой. Если же нет постоянства в отношениях мужчины и женщины, то это блуд.
Также и Торе должен человек посвятить себя в постоянстве, учить ее регулярно, а не от случая к случаю. В связи с этим наши мудрецы прокомментировали стих из Мишлей (6, 32): «Прелюбодействующий с женщиной лишен сердца и губит душу свою» – это сказано, по утверждению наших мудрецов, об изучающем Тору от случая к случаю, не имеет он перед Торой обязательств и обращается к ней лишь когда появляется у него желание, и это подобно блуду. А стих (Мишлей 29, 3): «Тот, кто водит дружбу с блудницами, расточает богатство», по мнению наших мудрецов, говорит от том, кто учит лишь приятные ему вещи в Торе, таким образом он теряет её драгоценный клад.
А тот, кто приучил себя к постоянству и уважению к Торе – таким же будет его отношение к жене.