«А Г-сподь благословил Авраама во всём».
Берешит (24:1)
В благословении после трапезы мы говорим: «Милосердный, Он благословит нас, как были благословлены праотцы наши Авраам, Ицхак и Яаков, во всём, от всего, всем, так Он благословит нас вместе полным благословением». «Во всём» – это качество праотца Авраама, как сказано: «И Г -сподь благословил Авраама во всём». «От всего» – это качество праотца Ицхака, как сказано: «И ел от всего» (Берешит, 27:33); «всё» – качество праотца Яакова, сказавшего: «Одарил меня Б -г, и есть у меня всё» – был он богат и доволен своей долей.
Рассказывал раби Шломо Бхор Хуцин, благословенна память праведника, историю из жизни: о богаче, владельце имения. Как-то на входе в большой сад, расположенный у подножия дворца, он поставил щит со словами: «Этот сад будет подарен человеку, радующемуся своей доле». Проходил мимо скупой богач, прочитал написанное и возжелал этот сад. Пришел он во дворец и встретился с его владельцем. Сказал ему: «Прочитал я, господин мой, что написано на щите, установленном на входе в сад. Пришел я сказать, что мне полагается получить этот подарок». «Почему?» – спросил владелец сада. «Потому что я довольствуюсь малым и рад своей доле. Я могу представить верных свидетелей, что не растрачиваю даже гроша, если могу его сэкономить. Ничего не покупаю и ничего не трачу». Улыбнулся владелец сада и сказал: «Всё это ничего не доказывает, ты просто скряга. Если бы твое поведение проистекало из того, что ты доволен своей долей, ты не просил бы сада»… (Чудесные деяния)
Мы продолжаем и говорим «Он благословит нас вместе». О важности «вместе» рассказывает следующая история.
Очень долго увещевал раби Эзра Атия, благословенна память праведника, мужа и жену, между которыми вспыхнула ссора. Однажды он долго выслушивал претензии супружеской пары. Каждый жаловался на то, что другой не понимает его, не ценит, не прислушивается. «Сколько лет вы женаты?» – спросил раби. Несколько лет, был ответ. После четырех лет супружества вы поймете друг друга лучше», – сказал он им, и они пошли домой.
А рав Давид Ягудиев рассказал о муже, предъявлявшем претензии своей жене: «Всегда у нее подгорает пища, и от этого еда становится испорченной. Так больше невозможно, всё, я должен развестись с ней».
Понял раби Эзра, что уговоры и объяснения здесь не помогут, поэтому, как бы поведал мужу по секрету: «Чтобы тебе не знать такого, но моя жена налила в еду керосин, и я съел всё…»
Просияло лицо мужа, нашедшего товарища по несчастью, и признал он, что его доля лучше.
Если раби Эзра был вынужден есть керосин, то он может считать себя счастливчиком… (Аморэ)
Далее мы говорим «полным благословением» – сказал рабейну Йосеф Хаим, благословенна память праведника: Творец создал мир в таком виде, что все создания нуждаются друг в друге. Даже царь нуждается в маловажных людях, а взрослый человек – в маленьком ребенке. Чтобы научить нас, что все должны жить в мире и дружбе, тогда удостоятся полного благословения.
Вот история о человеке, который шел пешком из города в город со своим маленьким сыном. Большую часть пути отец нес сына на плечах, ибо мал он был, и не было у него сил идти. Когда на пути встречалась речка, отец переплывал ее, а сын сидел у него на спине.
Ночью они подошли к городу, который был целью их путешествия, однако город окружала стена, а ворота были заперты. Ночь была холодной, шел сильный дождь, и холод пробирал до костей.
Дрожали они оба всем телом, и поняли, что не смогут дождаться утра, когда откроют ворота. Осмотрелся отец и увидел маленькое окно в нижней части стены. Сказал он сыну: «Это окно находится в комнате сторожей стены, а в этой комнате на крючке висит ключ от ворот. Это окно мало для взрослого человека, но ты сможешь через него пробраться. Всю дорогу я нес тебя на спине и переносил через реки, а сейчас ты можешь помочь мне. Я подниму тебя до высоты окна, и ты в него влезешь тихо-тихо, чтобы не разбудить сторожей, нащупаешь на стене ключ и бросишь мне. Я открою ворота, и так мы найдем в городе убежище от холода, отдых и покой». Сделал мальчик как сказал ему отец, и отец открыл ворота, а сын поджидал его с другой стороны. Святой, благословен Он, сделал так, что все творения нуждаются друг в друге, чтобы поняли, что необходимы им мир и дружба, и большому с малым, и богатому с бедным.