Недельная глава Торы Ваишлах посвящена событиям, происходившим на пути праотца Яакова, когда он со всей семьей направлялся из дома своего тестя Лавана в Землю Кнаан: подготовка к встрече с братом-близнецом Эсавом и сама встреча, обустройство в городе Шхем и произошедшие в связи с этим драматические события, благословение Всевышнего, когда Яаков получил имя Исраэль, смерть его любимой жены Рахель и дерзкий поступок старшего сына Реувена.
Однако один из стихов этого повествования может показаться лишним или, как минимум, не совсем уместным: «И умерла Двора, кормилица Ривки, и была погребена ниже Бейт-Эля, под дубом (алон), который назвали дубом плача (алон бахут)».1
Кем была Двора и почему в Торе упоминается ее смерть (хотя, например, нет ни слова о смертях праматерей Ривки и Леи)? Что было такого значительного в этой женщине, что ее смерть довела праотца Яакова до слез? И какой жизненно важный урок мы можем выучить из этой истории?
Кто такая Двора?
На самом деле это уже не первый раз, когда мы читаем о кормилице Ривки. Мы познакомились с ней 11-ю главами ранее (хотя там она и не была названа по имени), когда Ривка покинула отчий дом, чтобы отправиться в будущую Землю Израиля и выйти замуж за Ицхака: «И отпустили они Ривку, сестру свою, с кормилицей ее, и раба Авраама с его людьми».2
Что ж, предыдущее упоминание о кормилице можно легко объяснить. На момент замужества Ривка была еще очень юна, поэтому отправить вместе с ней в чужие края в качестве сопровождающей взрослую служанку, знающую девушку с младенчества и наверняка имеющую с ней доверительные отношения, было весьма логичным решением со стороны семьи Ривки.
Но тот эпизод произошел… за 120 лет до событий, описываемых в главе Ваишлах. Яакову было уже 98 лет,3 Ривка была старше своего сына минимум на 23 года,4 а ее кормилица, понятное дело, была еще старше. Получается, она прожила очень долгую жизнь и покинула этот мир уже довольно пожилой женщиной. Что же она делала все это время? Почему вообще Двора сопровождала семью Яакова на пути в Кнаан?
Мудрецы расходятся во мнениях по этому вопросу, предлагая нам множество интересных версий.
Раши: посланница
Раши объясняет, что Двора была с семьей праотца Яакова, потому что Ривка таким образом могла исполнить обещание, которое дала сыну 36 лет назад. Когда он только должен был отправиться к Лавану в Харан, она сказала ему: «Беги к… брату моему… и поживешь у него несколько лет, пока пройдет гнев брата твоего… Тогда пошлю и возьму тебя оттуда [и отведу тебя домой]».5 Так что, отправить Двору к сыну было способом Ривки сдержать свое обещание послать за ним и вернуть домой.
Нахманид: преданная кормилица
Нахманид предлагает три возможных объяснения присутствия Дворы во время странствий праотца Яакова:
- Сопроводив Ривку в Израиль много лет назад, Двора вернулась домой в Харан. Теперь же она использовала возможность вновь уйти оттуда с Яаковом, чтобы посетить Ривку и узнать, как у нее дела. Однако, к сожалению, Дворе это не удалось, и она была похоронена по дороге в Кнаан.
- Узнав, что Яаков женился и произвел на свет сыновей, Двора пришла к нему из Кнаана в Харан, чтобы помочь с воспитанием детей, потому что женщина была очень привязана к Ривке и искренне желала сделать все возможное для процветания ее семьи и потомков.
- Это была совершенно другая женщина, чем та, кто пришел в Кнаан с Ривкой много лет назад. На этот раз речь идет о другой служанке, которую Яаков брал с собой, чтобы та помогала его пожилой матери.
Таргум Йонатан: опытная учительница
Таргум Йонатан интерпретирует слово, которое принято переводить как «кормилица», в ином значении — «педагог», «учитель». Он говорит, что Двора была учительницей праматери.
Когда Ривка еще была юной девушкой, живущей в безнравственном обществе в доме нечистых на руку идолопоклонников, коими являлись ее отец и брат, она имела надежную поддержку в лице Дворы. Та помогла Ривке стать сильной и богобоязненной личностью наперекор всем неблагоприятным обстоятельствам. Именно благодаря ее поддержке Ривка смело решилась отправиться к праведнику Ицхаку в Кнаан.
Это объяснение вкупе со второй версией Нахманида помогает нам разобраться, почему смерть Дворы возымела на Яакова такой эффект. Он был невероятно признателен этой скромной благочестивой женщине, которая долгие годы была лучшей поддержкой его матери и в каком-то смысле стала его собственной «духовной бабушкой» (и мудрой воспитательницей его детей). Именно поэтому после смерти Дворы праотец не мог сдержать слез.
Это урок о благодарности, о силе и влиянии хорошего мудрого учителя и о том, как поддержка и направление на истинный путь одного человека может навсегда изменить историю.
Мидраш: Ривка
Мидраш6 приводит альтернативное мнение и говорит о том, что Тора в вышеприведенном стихе подразумевает смерть самой Ривки. Почему Яаков стал бы так сильно оплакивать простую кормилицу, даже если она долгие годы была преданной служанкой его семьи? Скорее всего, поток слез вызвала кончина именно его матери, которая умерла через три дня после Дворы,7 и таким образом Яаков после долгих лет разлуки так и не успел попрощаться с Ривкой перед ее уходом из этого мира.
А причина, по которой Тора не упоминает о смерти Ривки прямым текстом, заключается в том, что похороны праматери были совершены незаметно… так как некому было ее хоронить. Авраам уже давно скончался. Ицхак был слепым и не мог покидать свой дом. Яакова не было. Единственным близким родственником, кто оставался в Кнаане, был Эсав, но его присутствие на похоронах было бы крайне нежелательным, поскольку тогда люди, встречая похоронную процессию, говорили бы: «Вот женщина, которая выносила и родила Эсава» — а это явное неуважение к памяти скончавшейся праматери. Отсюда и тишина. А поскольку молчала вся семья Ривки, Тора тоже предпочла промолчать.8
Пророчица Двора
Авторы Тосафот9 полагают, что дерево, упомянутое в связи с могилой кормилицей Ривки (дуб), было тем же самым деревом, в тени которого много столетий спустя пророчица Двора сидела и судила еврейский народ. Две эти уникальные женщины были связаны одним именем, общим местом и мудростью сердца. Обе невероятные Дворы оказали неизгладимое влияние на еврейский народ своими силой, учением и характером.
Сноски
- Берешит, 35:8.
- Берешит, 24:59.
- Яаков покинул отчий дом в 63 года, провел 14 лет в ешиве Шема и Эвера, затем 20 лет жил у Лавана, где обзавелся семьей, а потом еще полтора года провел в пути.
- Согласно мнению Раши, она вышла замуж в 3 года и в течение 20 лет оставалась бездетной, пока не родились Эсав и Яаков.
- Берешит, 27:43-45.
- Берешит Раба, 81:5. Нахманид так же приводит эту интерпретацию.
- Йефе Тоар, как цит. Меам Лоэз.
- Мидраш Танхума, как цит. Меам Лоэз.
- Цит. в Хадар Зекеним.