Вопрос:
Уважаемый рав! Когда придёт Машиах?
С уважением, И.Е.
Ответ:
Уважаемый И.Е.!
Ответить на ваш вопрос — нет ничего проще!
К счастью, хотя у меня нет личного ответа, зато он есть в Талмуде и описан до мельчайших подробностей. Эта тема раскрывается в трактате Санѓедрин на страницах 97а-99а, со ссылками на эту тему в разных местах. Я попытаюсь раскрыть лишь несколько важных аспектов, но на указанных страницах можно найти намного больше информации.
На странице 97а мудрецы делятся тем, каким будет мир к приходу Машиаха. Рав Йоханан утверждает, что Машиах придёт тогда, когда мудрецов станет совсем немного, людей охватит скорбь, а страданиям не будет конца. Рав Йеѓуда дополняет: к моменту прихода Машиаха учебные заведения наполнятся безнравственностью и растлением; народ станет избегать чурающихся греха, а лицо поколения будет «собачье» (иными словами, люди потеряют всякий стыд). Рабби Нехорай подтверждает, что времена Машиаха наступят, когда наглость и высокомерие (хуцпа) молодых над старшими крепко укоренятся, ибо старость будет раболепствовать перед юностью. Дочери опозорят матерей, невестки унизят свекровей, а сыновья потеряют чувство стыда перед своими отцами.
Рабби Ицхак сказал, что перед приходом Машиаха вся Римская Империя обратится в христианство. Впечатляющее утверждение, данное великим мудрецом, учитывая, что он жил во втором веке, а умер за 150 лет до того, как при императоре Константине исполнилось его предсказание!
Мудрецы говорят: Машиах не придёт до тех пор, пока в мире не станет настолько скверно, что бессмысленно ожидать спасения от наступившего отчаяния.
Несомненно, исполнились многие пророчества, но Машиах так и не пришёл, потому что наши грехи задерживают его приход. Другими словами, строгое правосудие Творца (в противовес Его милосердию) откладывает его приход. В этом случае, Гмара спрашивает: зачем нам утруждать себя ожиданием? И отвечает: когда мы ждём Машиаха, то удостаиваемся награды, ибо сказано в книге Йешаяѓу 30:18: «Блаженны все, ожидающие Его».
Мудрец, известный как Рав, сказал, что все назначенные сроки для прихода Машиаха уже истекли; однако тшува и исполнение мицвот — вот, что ускорит Его пришествие. Его современник рабби Шмуэль возразил: страдания евреев в изгнании превзошли меру, и их будет предостаточно для прихода Машиаха, даже если иудеи не раскаются.
Рав Носсон расширяет вопрос: «Ибо (есть) ещё время до (исполнения) видения, и свидетельствует оно о конце, и не обманет оно; если замедлит — жди его, ибо придёт непременно; не опоздает» (Хавакук 2:3). В этом тексте, говорит рав Носсон, истина «проникает в самую глубь и спускается в бездну». Иными словами, как непостижима бездна, так и приход Машиаха — тайна за семью печатями. Затем он приводит три довода о пришествии Машиаха: предположение мудрецов, позицию рабби Симлая и мнение рабби Акивы, — все они основываются исключительно на текстах Танаха.
Рав Носсон заявляет, что эти предположения ошибочны. Ни один из этих текстов не повествует напрямую о Машиахе. Скорее всего, говорит он, стихи предсказывают продолжительность династии Хасмонеев, Иродианов и появление Бар-Кохбы. Сроки прихода Машиаха остаются непостижимой тайной.
Рабби Абба считает, основываясь на книге Йехезкель 36:8, что время пришествия Машиаха очевидно: «А вы, горы Исраэля, ветви свои дадите и плоды свои вознесёте народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они» (События, описанные в данном стихе, сбылись, когда евреи с полным правом вернулись в Эрец-Израэль).
Рабби Йоханан сказал: если горе людей будет бескрайним, как река, тогда время Машиаха — близко. Он основывается на 59 главе книги Йешаяѓу. В стихе 19 говорится: «… когда нагрянет, как река, враг, дыхание Г-сподне прогонит его».
А 20 стих дополняет: «И придёт избавитель для Циона…»
Рабби Йоханан считает, что Машиах придёт во времена такого поколения, в котором люди будут безнадёжно грешны или всецело праведны. Он ссылается на Йешаяѓу, когда говорит «всецело праведны»: «И народ Твой, все праведники… навеки унаследуют страну» (Йешаяѓу 60:21). Говоря «безнадёжно грешны», он приводит текст из Йешаяѓу 48:11, в котором Б-г изрекает: «Ради Себя, ради Себя сделаю».
Рабби Йеѓошуа бен Леви указал на явное противоречие в Йешаяѓу 60:22. В стихах сказано: «Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это». В какое время? Он ускорит это, подразумевая, что всё произойдёт быстро, или всё случится в назначенное время? Противоречие устраняется следующим: если евреи окажутся достойны, Б-г ускорит спасение. В противном случае, приход Машиаха произойдёт в назначенное время.
Нельзя не упомянуть о мудрецах Талмуда, которые даже и думать не хотят о пришествии Машиаха.
Едва только Рав Зейра слышал, как люди толковали о временах и сроках прихода Машиаха, то просил всякого воздержаться, потому что даже простые разговоры откладывают приход Машиаха.
Рав Зейра говорил, что три вещи приходят, когда их не ждут: находка, укус скорпиона и приход Машиаха.
Рабби Шмуэль бар Нахмани чуть ли не проклинал пытающихся исчислить время пришествия Машиаха. А всё потому, что такие люди умаляют веру других в истинность слова Б-жьего. Они пророчат времена и сроки, а когда Машиах «не укладывается в их расписание», уверовавшие сомневаются в том, что Машиах вообще придёт.
Наконец, нам нужно бодрствовать и быть энергичными, чтобы ускорить приход Машиаха.
Рабби Йеѓошуа бен Леви спросил Элийяѓу а-Нави (пророка Элийяѓу) о пришествии Машиаха. Элийяѓу ответил: «Он сидит у городских ворот — пойди и спроси его!» Рабби Йеѓошуа отыскал Машиаха и спросил его: «Когда ты придёшь?» Тот ответил: «Сегодня».
Рабби Йеѓошуа возвеселился от такой новости, но впоследствии разочаровался, ибо Машиах так и не явился. Он пожаловался Элийяѓу, но пророк объяснил ему, что рав Йеѓошуа неправильно понял Машиаха. Ибо Машиах процитировал стих из Теѓилим 95:7: «Если бы ныне (сегодня) вы послушались голоса Его!»
Если мы хотим, чтобы Машиах уже пришёл, мы должны прекратить непрестанно говорить об этом и начать что-то делать!
Искренне ваш, рав Джек Абрамович