Если деньгами ссужаешь народ Мой, бедного у тебя, то не будь притеснителем его и не налагай на него лихвы. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее ему, ибо она единственный покров его; она одеяние тела его: в чем будет он спать? И будет, как возопиет он ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд.
(Шмот, 22:24-26)
В простом понимании последнего стиха в этой цепочке, Тора предупреждает кредитора, что, если он не поведет себя, согласно закону и не будет возвращать каждое утро бедному его одежду, чтобы тот смог надеть ее, тогда кредитора ждет возмездие Небес.
Даат Зкеним предлагает иное объяснение. Последнее предложение, говорит комментарий, относится именно к тому, кто следует закону – и каждое утро возвращает бедняку одежду. Из чувства благодарности, должник будет взывать к Б-гу с молитвой за своего заимодавца. Всевышний услышит этот зов и благословит кредитора, потому что Он Б-г сострадания, и поэтому Творец радуется, когда мы поступаем, подобно Ему, и ведем себя милостиво.
Молитвы должника о своем кредиторе особенно сильны, потому что его чувство благодарности по отношению к Создателю побуждает его к искренней и сердечной молитве. Молитва, исходящая из глубины сердца, обязательно оставит след.
Тройное благословение
Исраэль Фельдман из Манси, Нью-Йорка, сидел шиву, траурную неделю в Боро Парке после кончины своего отца. Шива должна была закончиться с началом праздника Рош-ѓа-Шана, наступавшего в том году в шабат. Посоветовавшись с раввином, Исраэль решился вернуться в Манси днем в канун Рош-ѓа-Шана, чтобы провести йом-тов (праздничные дни) со своей женой и детьми и дать возможность своим друзьям из Манси выполнить заповедь нихум авелим (утешения скорбяших) в его доме в Манси, дабы близким ему людям не пришлось ехать в Бруклин.
Один из друзей-соседей Исраэля, Ицхак Давидзон, не захотел ограничиться двухминутным посещением Исраэля в вечер йом тов.
Он сообщил другу, что приедет в Боро Парк и отвезет Исраэля в канун Рош-ѓа-Шана домой, в Манси.
Через короткое время после их выезда из Боро Парка, Исраэль сказал:
— Ицхак, я не могу передать словами, как благодарен тебе за то, что ты делаешь. Я собирался поехать в Манси на автобусе и ужасался при мысли, что буду сидеть, окруженный пассажирами, в надорванной рубашке и уже неделю немытый.
Когда они приехали домой к Исраэлю в Манси, Исраэль благословил своего друга Ицхака, чтобы в наступающем году три его незамужние дочери нашли своих женихов.
Браха сбылась.
Последняя трапеза шева брахот (праздничной недели после свадьбы) третьей дочери Ицхака совпала с йорцайт (годовщиной смерти) отца Исраэля.
Все три дочери вышли замуж в течение года.
Отывок из книги «Да будет дождь».
Reproduced from «Let there be rain» by Rabbi Shimon Finkelman and Rabbi Zechariah Waalerstein with permission of the copyright holders, ArtScroll / Mesorah Publications, Ltd.