«И вышел сын женщины-израильтянки» (24:10).
Автор книги «Баалей Брит Аврам» отметил, что до конца главы, пока его не посадили в тюрьму, не написано в Торе, что это был за человек. И лишь в конце нам открыли: «А имя матери его – Шломит, дочь Диври».
В объяснение этого он пишет, что так Тора хвалит народ Израиля. Хотя евреи знали, что у этого человека есть проблемы в родословной, они не обижали его и не раскрывали его позор. И несмотря на то, что он ссорился и конфликтовал, он все равно оставался анонимным: «И подрались в лагере сын израильтянки и израильтянин». Никто не открывает ни его имени, ни имени его матери, чтобы не позорить ее. И даже несмотря на то, что он проклинал Б-га, имя его матери на назвали. Лишь после того, как его привели к Моше, и об этом деле услышал весь Израиль, и все стали спрашивать: «Кто же это такой, кто осмелился так сделать?» — только тогда его предали гласности.
Давайте посмотрим, в чем разница между нравственностью Торы и евреев в поколении пустыни, и поколением СМИ, когда любой человек, против которого выдвинуто обвинение, оказывается подвергнут публичному унижению и никак не может защититься. Если мы не хотим оскорбить обвиняемого, а уважаем его, мы побуждаем и его не оскорблять нас. Возможно, тогда и он будет нас уважать и вернется на добрый путь, и так мы окажемся победителями.
Рассказывают об одном царе, услышавшем о человеке, который был мастером стрельбы. Царь уже много лет искал себе достойного соперника в этом деле, и как только он услышал о том мастере, сразу же пригласил его к себе во дворец, чтобы устроить публичные соревнования в присутствии своих князей и слуг.
Естественно, царь сам открыл соревнования, и все быстро выяснили, что он является профессиональным мастером стрельбы. Почти все его пули попали в цель. Настала очередь соперника, и первая же пуля попала в край мишени, и точно также вторая, и третья, и четвертая… Князья стали перешептываться об этом неудачнике, говоря, что даже малый ребенок мог бы стрелять лучше.
Но царь, у которого был в этом деле зоркий глаз, заметил кое- что интересное. Хотя все пули и не попали в центр мишени, они все вонзились в одну точку, а для этого нужна большая сноровка, и лишь опытный снайпер мог бы такое сделать.
После соревнований, в которых, естественно, победил царь, он позвал к себе этого снайпера и попросил объяснений: «Если ты стрелок, почему ты промахнулся мимо цели? А если не стрелок, как же ты попал всеми пулями в одну точку? Предупреждаю тебя: говори только правду!»
Ответ этого стрелка важен для нас в любом споре или соревновании, какое бывает в жизни. «Господин мой царь, я сделал так ради уважения к тебе. Хотел, чтобы все посчитали тебя победителем. Я также опасался, не причинишь ли ты мне зло, если я покажу свое превосходство над тобой. Тем не менее, я дал тебе намек, и всеми пулями попал в одну точку, зная, что только ты это заметишь».
Иногда мы стремимся победить, но забываем, что означает «победа». Согласно святой Торе, быть правым в споре еще не значит победить. Было много правых, которые иногда теряли жизнь из-за этого. Главная победа – над злым началом, которое стремится вовлечь нас в глупые склоки и бесплодные споры, в которых нет смысла. А лучшая победа – помочь собеседнику понять нас, проявляя к нему уважение и не создавая ему неприятных ощущений. Вот где настоящая победа!