Вопрос:
Сказал рав Йоханан: «Нееврей, который учит Тору, заслуживает смерти, как сказано: “учение заповедал нам Моше, наследие общины Яакова” (Дварим, 33:4) – это наше наследие, а не их!» (Сангедрин, 59a).
Есть ли по данному вопросу другие мнения?
Все ли так категорично? И как на это смотрят разные течения иудаизма, которые находятся в рамках еврейского закона (а не такие, как, к примеру, реформисты, которых невозможно отнести к течениям иудаизма)?
Ответ:
Насколько мне известно, нигде у наших мудрецов не приводится мнение, которое оспаривало бы слова раби Йоханана. И так постанавливает Рамбам: «Нееврей, изучавший Тору, заслуживает смерти; они имеют право учить лишь то, что относится к семи заповедям [сыновей Ноаха]» (Мишне Тора, Законы царей, 10:9).
Поскольку так был установлен закон, среди различных течений иудаизма на этот счет нет разногласий.
Талмуд еще добавляет к сказанному: «Запрещено обучать нееврея Торе» (Хагига, 13a). Одна из причин этого запрета — запрещение вводить в грех другого человека.
Что же в таком случае можно учить нееврею?
Как мы видим из слов Рамбама, он может и, более того, должен учить те законы, которые обязан соблюдать (т.е. семь заповедей сыновей Ноаха). В трактате Бава Кама Талмуд заключает, что нееврей, который учит семь заповедей сыновей Ноаха, в определенном аспекте даже приравнивается к еврейскому первосвященнику.
В трактате Сота сказано, что при входе в Святую Землю евреи выгравировали слова Торы на семидесяти языках — языках всех народов, существующих на земле, чтобы они могли учить Тору. Основываясь на этих словах Талмуда, многие авторитеты считают, что запрет изучать Тору, а также обучать ей относится исключительно к Устной Торе, а не к письменной.
Помимо всего, многие авторитеты разрешают учить Тору тому нееврею, который желает пройти гиюр, чтобы стать евреем.