Помимо заповеди слушать в Рош а-Шана трубление в шофар, пожалуй, есть еще один важный момент этого праздника, и найти его можно в дневной молитве Мусаф.
Обычно Мусаф включает в себя семь благословений: стандартные три начальные и три заключительные благословения Амиды и одно среднее, которое носит название Кдушат ха-Йом (освящение дня) — оно отражает уникальную святость конкретного праздничного дня и рассказывает об особых жертвоприношениях, которые приносили в Иерусалимский Храм. Однако Мусаф на Рош а-Шана отличается тем, что содержит девять благословений, и это делает его самым длинным Мусафом (с точки зрения количества благословений) в году.
Дело в том, что в Мусафе на Рош а-Шана между привычными начальными и заключительными благословениями находится не одно среднее, а целых три абсолютно уникальных благословения, которые носят названия Малхийот (Царствование), Зихронот (Воспоминания) и Шофарот (Трубления) и соответствуют трем главным темам этого великого дня. А благословение Кдушат ха-Йом объединено с Малхийот, потому что в них есть много общих тем.1
Почему благословений 9?
Талмуд рассказывает, что эти девять благословений соответствуют девяти разам, когда пророчица Хана упоминала имя Бога в благодарственной молитве, которую она произносила в Рош а-Шана после рождения долгожданного сына, будущего пророка Шмуэля.2 Как известно, история о Хане и ее молитве о рождении сына читается в первый день Рош а-Шана в качестве афтары.3
Трубление в шофар
Мишна говорит, что после произнесения каждого из благословений Малхийот, Зихронот и Шофарот мы должны трубить в шофар.4 Это дополнение к основному трублению, которое происходит после чтения Торы.
Обратите внимание, что в шофар трубят только во время общественной молитвы. Распространенный ашкеназский обычай гласит, что трубить после Малхийот, Зихронот и Шофарот необходимо только во время повторения Амиды кантором, а хасиды и сефарды обычно трубят также и во время Амиды, которую каждый читает сам за себя. Если кто-то молится без миньяна, он не трубит в шофар (и, соответственно, не слушает, как это делает кто-то другой), когда произносит эти три благословения.5
Поэтому очень важно стараться молиться Мусаф в Рош а-Шана вместе с общиной. Ну и, конечно, основная причина в том, что Всевышний, как известно, с большей вероятностью услышит именно общественную молитву и потому не будет судить нас со всей строгостью.6
Из чего состоят эти благословения?
Каждое из трех благословений состоит из трех стихов Торы (Пятикнижия), трех стихов Невиим (Пророков), трех стихов Ктувим (Писаний) и заключительного стиха из Торы, что в общей сложности составляет десять стихов. Число десять в еврейской традиции очень особенное, оно означает целостность и завершенность и соответствует десяти речениям, с помощью которых Бог сотворил мир.7
Малхийот (Царствование)
Рош а-Шана — это день, когда был создан Адам, первый человек. Фактически сотворение человека короновало Бога как Царя всего нашего мира. И хотя перед человеком были сотворены другие создания, в том числе ангелы, они не были полноценными подданными, которыми Царь всего мира хотел бы править. Когда Адам был создан и признал, что Бог — абсолютный Властитель вселенной, он почувствовал, что это знание необходимо передать всему творению, потому что весь мир должен признать власть Творца. И так день сотворения человека стал коронацией Всевышнего.
Таким образом, благословение Малхийот мы начинаем с чтения стихов, выражающих нашу благодарность за то, что Бог установил особые отношения со Своим народом и что именно Он — Царь и Управляющий всего мира. А заканчиваем это благословение мы выражением надежды и уверенности в том, что придет день, когда все народы мира присоединятся к нам и признают царствование Бога над вселенной.
Зихронот (Воспоминания)
Будучи Царем, Бог ведет суд, решая, насколько преданным Ему был каждый из Его подданных в течение всего года. Всевышний — Бог милосердия, поэтому, проводя над нами суд, Он не только помнит каждое наше действие — хорошее или не очень — совершенное в течение прошедшего года, но так же помнит и все, что происходило на протяжении всей истории творения, что могло так или иначе повлиять на наш путь.
В связи с этим, хотя благословение Зихронот включает в себя стихи, которые напоминают нам о том, что Бог на Своем суде вспоминает все, что мы совершили, мы читаем и о том, что Всевышний помнит праведные деяния наших далеких и близких предков, заканчивая чтение благословением Того, «Кто помнит Свой завет».
Шофарот (Трубления)
Трубление в шофар знаменует как коронацию Царя, так и объявление о Его прибытии.
Талмуд рассказывает, что в Рош а-Шана Бог говорит нам: «Произнеси передо мной стихи, темы которых царствование, воспоминания и трубления. Царствования — чтобы ты короновал Меня Царем над собой; Воспоминания — чтобы Я вспомнил тебя к добру; а чем это должно сопровождаться? Трублением в шофар».8 Получается, что именно через шофар достигаются первые две «цели» — коронация и память. Кроме того, звучание шофара напоминает нам о двух величайших событиях всех времен: получении Торы и приходе Машиаха. Поэтому мы читаем стихи, описывающие Синайское Откровение, а также молитву о звучании великого шофара, который провозгласит наступление окончательного искупления.
Основы нашей веры
Известный еврейский философ 15-го века раввин Йосеф Альбо объясняет, что эти три благословения являются выражением самых основных принципов еврейской веры. Мы начинаем со стихов Малхийот, которые напоминают нам о существовании и абсолютной власти Творца. Далее стихи Зихронот говорят о том, что Бог знает и помнит каждое наше действие, и именно Божественное Провидение решает нашу судьбу. И в заключение стихи Шофарот упоминают об истинности и вечности Торы, которая была дана нам в сопровождении великого трубления в шофар, исходящего с Небес. Такое же небесное трубление снова будет услышано нами в эпоху Машиаха, когда все народы земли признают истинность Торы, как провозглашал пророк Зхарья: «И Господь Бог в шофар затрубит и пойдет в бурях юга».9 10
Так пусть же это произойдет в скором времени, в наши дни!
Сноски
- См. Мишна, Рош а-Шана, 4:5.
- Талмуд, Эрувин, 40а-б.
- Шмуэль I, 1-2.
- Мишна, Рош а-Шана 4:5.
- См. Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 592:1,7.
- См. Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 591:13-14. Это имеет особое отношение к молитве Мусаф в Рош а-Шана, и если человеку предстоит молиться без миньяна, он должен обязательно прочесть Мусаф после третьего часа дня.
- Талмуд, Рош а-Шана, 32а.
- Талмуд, Рош а-Шана, 34б.
- Зхария, 9:14.
- Рабби Йосеф Альбо, Сефер ха-Икрим, 1:4.