Ровно год назад я готовилась заморозить свои яйцеклетки. А сейчас я планирую свою свадьбу.
Рэйчел Бергман
Мечты о семье
Трудно поверить, как быстро меняется жизнь. И хотя на первый взгляд кажется, что моя жизнь изменилась всего за одну ночь, об этом есть целая история.
Я всегда мечтала о семье: будучи маленькой девочкой, играла в дочки-матери, в подростковом возрасте подрабатывала, нянчая новорожденных, в 20 лет мечтала встретить Того Самого. Но вот мне уже за 30, и Его нигде не было видно. Я строила счастливую и наполненную смыслом жизнь, но именно то, чего мне больше всего хотелось, постоянно ускользало от меня. Я ходила на свидания. Я молилась. Я обращалась к шадханит. Я была на сайтах знакомств и даже загружала такого рода приложения. Я была готова стараться в этой области так же усердно, как работала над всей своей жизнью. И хотя я изо дня в день ощущала много радости (карьера, дружба, личностный рост и путешествия), в моем сердце появилась зияющая дыра.
Я хотела стать женой и матерью, но Бог продолжал говорить мне «нет». Я знала, что не могу пассивно ждать, пока моя жизнь изменится, но не понимала, что делать.
Годы моей детородности, как и всех женщин, ограничены, и хотя я бы не сказала, что «слышу тиканье моих биологических часов», но это именно таким был мой взгляд на ситуацию. Я даже была знакома с процедурой замораживания яйцеклеток — репродуктивной технологией, направленной на сохранение способности к деторождению женщин, которые по каким-либо причинам могут не успеть родить ребенка в привычном для этого возрасте. Итак, я решил пройти на этот шаг осознанно в возрасте 36 лет, чтобы таким образом застраховать себя на всякий случай. На самом деле это был акт веры. Это был мой способ сказать: “Я действительно надеюсь, что однажды встречу своего парня. И когда я это сделаю, Боже, я хочу, чтобы Ты знал, я сделала все, что могла.”
Честно говоря, это был акт и отчаяния, и надежды.
Через три месяца после того, как я прошла процедуру, я встретила своего жениха. У нас был общий друг. Мы сразу же нашли общий язык. Я помню, как спустя несколько недель после знакомства он спросил меня о том, что я думаю насчет детей. “Для меня эта тема решающая при построении отношений”, — сказала я. Я увидела, как он бледнеет, и улыбку сменяет боль. Он меня неправильно понял. “Нет, нет, я имею в виду, что это очень важно для меня. Я действительно хочу иметь детей. Я правда должна рассказывать, как сильно хочу иметь семью?”
Я глубоко вздохнула, собралась с мыслями и рассказала ему о процедуре, о своей надежде и той вере, которой жила все эти годы. Это был момент истины для нас обоих. Я могла бы поделиться с ним той частью меня, которая так хотела найти кого-то для создания семьи, а он, в свою очередь, мог мне на это должным образом ответить.
Что значит для евреев слово «вера»?
Где-то в глубокой морозилке клиники, занимающейся детородностью, хранится 18 моих яйцеклеток, которые были собраны в прошлом году. И вместе с ними хранится моя вера. Этот процесс был изнурительным для моего организма, но забрал часть моей души в новое место. Я стала частью тех, кто идет за верой. Для еврея “вера” — это призыв к действию. Мы знаем об этом очень давно.
Тора говорит, что, когда мы покидали Египет и подошли к Красному морю, мы почувствовали себя в ловушке: впереди — вода, позади — погоня. Нам было очень страшно. Мы сомневались в том, что сумеем выжить. Моше, наш лидер, обратился к Богу и попросил о помощи. И что тот ответил? «Почему ты плачешь?»
На первый взгляд это выглядит как отказ. Разве мы не должны полагаться на Бога? Что Моше сделал не так? Объясняется, что он стоял и молился, но нужно было другое. Бывают времена для молитвы, а бывают — для действий. И тогда было не время стоять на месте. Бог дал указание: “Израиль находится в бедственном положении, нужно предпринять немедленные действия”. Иногда мы молимся с помощью наших ног.
И это именно то, что сделал Моше. Он и действовал, и молился. Он поднял свой посох, чтобы разделить море по указанию Всевышнего. Иногда нам нужно сделать шаг вперед вместо того, чтобы молиться на месте.
Так что же в конечном итоге разделило воды Красного моря? Мидраш говорит, что это был акт одного смелого человека. Когда мы стояли в ожидании Божьего чуда, отважный Нахшон, глава колена Йегуды, понимал, что если мы ожидаем ответа Всемогущего, тогда мы должны подготовить себя к Его благословениям. Нахшон считал, что Бог создаст посреди моря сушу, поэтому ринулся прямо в воду. С каждым его шагом вода поднималась все выше и выше. И с каждым шагом он все сильнее молился, прося Бога принять его веру. Только когда вода уже почти накрыла его с головой, море расступилось. Иногда нам нужно войти глубоко в море нашей жизни, прежде чем мы увидим это чудо.
Стало ли замораживание яйцеклеток тем последним действием, необходимым Богу, чтобы сказать “да”? Я не знаю. Но знаю, что это был один из многих усилий, которые я ежедневно прикладывала, доверяя свою жизнь в Его руки. Было бы легко сказать , что прошлогодняя процедура напрямую связана с последующим чудом. Нам говорят, что “спасение от Бога приходит в мгновение ока” — и это так. Просто так же было много невидимых глазу вибраций, которые привели к продолжению. Каждое неутешительное свидание, каждая мучительная молитва были необходимы. Каждый шаг моего пути вел меня к этому моменту и делал меня такой, какая я есть. Если бы я не боролась, я не стала бы женщиной, которой являюсь сегодня — той, которая знает, как войти в море своей жизни.
За нами могут не гнаться египтяне, а мы можем не стоять у моря в томительном ожидании, но каждый день мы сталкиваемся со страхами и опасениями. У всех нас есть вопросы, которые нас волнуют — хватит ли денег для оплаты счетов? Что скажет доктор? Как я справлюсь? Или, как в моем случае, останусь ли я навсегда одиноким? Вхождение в воду и молитва о том, чтоб Всевышний разделил воды моря — это образ жизни. Это ежедневная практика: преодолевать все свои страхи, каждое «а что, если», и двигаться вперед, прося Бога помочь. Вот что значит молиться с помощью ног.
Как и в случае с любым хорошим страховым полисом, я надеюсь, что мне не придется использовать мои замороженные яйцеклетки. Но я не сомневаюсь, что мне нужно верить и полагаться на Господа с той же силой. Жизнь не имеет никаких гарантий. Я уверена, что впереди еще будут глубокие воды. И когда я их увижу, надеюсь, вспомню о том чуде, которое Бог принес в мою жизни, и с Его помощью продолжу идти вперед.
P.S. Когда в прошлом году я рассказала людям о замораживании своих яйцеклеток, я получила огромное количество добрых слов и поддержки. Одни люди говорили, что молятся за меня. Другие настраивали на правильные мысли. Эти слова подняли меня на уровень выше. Одно дело бороться; другое — чувствовать, что ты не одинок. Те, кто не остался в стороне от моей истории, сделали мне этим настоящий подарок. Спасибо. Сейчас я готовлюсь к своей хупе, когда я буду иметь честь молиться за всех вас. Пожалуйста, оставьте свои имена для молитвы в комментариях. Мы можем как делить друг с другом радость, так и мы идти вместе с верой вглубь морских вод.