Как и благодаря чему Моше был выбран для того, чтобы стать самым известным за всю историю лидером народа Израиля и вывести его из египетского рабства?
Перед своим возвращением в Египет после долгих лет жизни в Мидьяне Всевышний является Моше и просит, чтобы тот стал Его посланником. Первоначально Моше сомневался, приводя в качестве аргумента свои довольно плохие коммуникативные навыки, но Бог не принял его отказ. В серии диалогов, произошедших между ними, о которых мы можем прочесть в 3 и 4 главах книги Шмот, Бог убеждает Моше стать Его эмиссаром, потребовать, чтобы фараон освободил сынов Израиля из рабства, а затем привести их к горе Синай, где народ получит Тору. Многочисленные комментарии и Мидраши проливают свет на подробности этой захватывающей беседы.
Финальное испытание
Моше пас скот своего тестя Итро, правителя Мидьяна. Обычно он водил стада по свободным пастбищам, не имеющим хозяев, и в тот раз приблизился к горе Хорев, она же Синай.(1)
Это был 2447 год от Сотворения мира, и можно сказать, что Моше уже достиг определенной гармонии в своей жизни. Он бежал из Египта, спасаясь от смертного приговора, вынесенного ему фараоном,(2) нашел убежище в Мидьяне и встретил там свою будущую жену, Ципору.(3) Создав семью, Моше 40 лет ухаживал за овцами своего тестя Итро и, казалось, что по большей части он уже забыл о бедственном положении своих братьев-евреев, оставшихся в Египте.(4)
К тому времени евреи были рабами уже в течение 115 лет,(5) и злодейские указы фараона достигли критической точки. Существуют свидетельства о том, что фараон приказал убивать еврейских младенцев, чтобы он мог принимать ванны с их кровью, пытаясь таким образом избавиться от проказы.(6)
«Бог не поручает никому большой задачи, пока не проверит способность человека справляться с маленькими».(7) И вот, наконец, готовый освободить Свой народ, Всевышний решает испытать своего избранника Моше в последний раз.
До того, как стать великими вождями, царь Давид и Моше Рабейну были пастухами. Бог следил за тем, как они относятся к своим стадам, чтобы определить, достойны ли они вести за собой Его народ, стать “пастырями” израильтян.(8)
Когда Моше пас скот, он преднамеренно выводил их далеко за пределы поселений. В пустыне, где обитали только кочевники, он знал, что его овцы и козы не будут есть от урожая, принадлежащего другим людям.(9) Однажды Моше заметил, что один ягненок сбежал из стада. Он последовал за животным и проделал немаленький путь, пока не вышел к ручью и не увидел, что овечка жадно из него пьет. Моше наклонился, нежно взял маленького ягненка на руки и положил его себе на плечи. «Я и не знал, что ты сбежал, потому что хотел пить. Прости меня. Должно быть, ты сильно устал», — сказал он и понес овечку обратно в стадо.
В тот момент Всевышний окончательно убедился, что Моше идеально подходит на роль лидера еврейского народа. «Поскольку ты, Моше, достаточно милосерден к скоту, принадлежащему человеку из плоти и крови, я обещаю, что в конце концов ты станешь пастухом и Моего стада — сынов Израиля».(10)
Горящий куст
Бог хотел открыться Моше на горе Синай, чтобы сообщить ему, что именно там в будущем Он дарует евреям Тору. Но расстояние между Мидьяном и Синайской пустыней огромно. Как же Моше мог там оказаться? Согласно одному из комментариев, он несколько дней бродил в поисках новых травянистых пастбищ,, уходя все дальше от Мидьяна, и, в конце концов, дошел до Синая.(11) Другое мнение гласит, что Моше оказался у подножия горы внезапно благодаря чуду.(12)
Бог позвал Моше с вершины горы, но преданный своему делу пастух был слишком занят поисками, чтобы заметить это.(13) Тогда, чтобы привлечь его внимание, Бог организовал удивительное зрелище: внезапно на вершине горы Синай загорелся терновый куст, однако его ветви и не думали сгорать. Это сработало: Моше был заинтригован. «Пожалуй, я готов отложить свои дела ради этого! Поверну туда, посмотрю, на это великое диво: отчего не сгорает этот куст?»(14)
Приводится множество объяснений, раскрывающих тему, почему, чтобы привлечь внимание Моше, из всех возможных образов Бог выбрал именно горящий терновый куст. Одна из версий заключается в том, что Моше был обеспокоен тем, что египтяне могут вскоре полностью уничтожить еврейский народ. Всевышний показал ему несгорающий куст, чтобы продемонстрировать, что, хотя евреи и страдают от рук Египта, они не будут уничтожены.(15) Другая версия предполагает, что Бог выбрал непритязательный колючий кустарник, выражая этим, что Он чувствует боль сынов Израиля и разделяет ее.(16)
Когда Бог увидел, что Моше заметил горящий куст, Он снова позвал его по имени с вершины горы. Моше поднялся и ответил: «Вот я! Я к Твоим услугам».
Тогда Всевышний повелел Моше разуться, потому что запрещено находиться в обуви там, где пребывает Шхина, Божественное присутствие (точно так же, как и священники в Святом Храме должны были служить босиком).(17)
Для начала Всевышний представился: «Я — Всесильный Бог отца твоего, Всесильный Бог Авраама, Всесильный Бог Ицхака и Всесильный Бог Яакова».(18)
Моше закрыл свое лицо, боясь смотреть в ту сторону, откуда раздавался голос. Некоторые мудрецы Талмуда(19) рассматривают этот поступок в негативном свете: отказавшись от возможности увидеть Славу Бога, Моше упустил шанс увидеть ее снова. Когда позже, уже после получения Торы, он захотел взглянуть в лицо Всевышнего,(20) Бог отказал ему. «Ты не сможешь увидеть лицо Мое, потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых».(21) Бог сказал Моше: когда Я хотел показать тебе Мою славу, ты не хотел видеть ее, но теперь, когда ты сам хочешь этого, Я не хочу показывать ее тебе.
Другие же мудрецы(22) воспринимают колебания Моше как поступок, достойный похвалы. Поскольку в тот момент он из скромности спрятал свое лицо, в будущем он был удостоен чести, чтобы его лицо сияло, когда он спускался с горы Синай.(23)
Приказ
Во время заключения «Завета между частями» Бог сказал Аврааму, что его потомки будут пришельцами на чужой земле в течение 400 лет.(24) Отсчет начался с рождения у Авраама сына, Ицхака. Ицхаку было 60 лет, когда у него родился Яаков, а Яаков пришел в Египет, когда ему было 130.(25) Бог ждал, пока пройдут оставшиеся 210 лет из обещанных 400, прежде чем начать спасать народ Израиля.(26)
До этого времени евреи жаловались на тяжелые условия рабства, но напрямую не просили Бога вмешаться. Однако теперь, сгибаясь под непосильной тяжестью новых указов фараона и понимая, что только Бог может помочь им, они наконец воззвали к Нему в молитве.
«Я видел их боль раньше, — говорит Бог Моше, — и продолжаю видеть ее сейчас. Однако Мой народ забыл, что когда-то Я пообещал Яакову, что спасу его.(27) Но сейчас крик сынов Израиля предстал передо Мной.(28) Поэтому пришло время Мне освободить сынов Израиля из рабства. Иди к фараону и освободи Мой народ! »
Но Моше колеблется. Он все еще находится в бегах и помнит, как едва смог избежать смертной казни.(29) Кроме того, кто он был такой, чтобы вести важные переговоры с правителем величайшей цивилизации? И народ Израиля, был ли он действительно достоин искупления?(30)
Моше напоминает Всевышнему, что Он пообещал Яакову: «Я сойду с тобой в Египет, и Я также выведу тебя».
«Только Ты, Бог, должен спасти сынов Израиля! Ведь кто я такой, чтобы быть их спасителем?»(31)
Бог обещает Моше, что Он будет с ним, когда тот отправится в опасное путешествие во дворец фараона. «Сыны Израиля достойны Избавления», — уверяет его Всевышний. «Когда они покинут Египет, Я дарую им Тору здесь, на горе Синай, и они станут Моим народом».
Моше продолжает отказываться
Несмотря на все эти заверения, Моше продолжает сомневаться. Сначала он спрашивает Бога, что сказать евреям, когда он их встретит. Затем заявляет: «Евреи не поверят, что Ты послал меня!». Даже после того, как Бог продемонстрировал Моше чудесные знамения, способные убедить израильтян в истинности слов об Избавлении, Моше не сдается и на этот раз обращает внимание Всевышнего на свои недостатки, которые могут помешать ему стать лидером. «Я не тот человек, который владеет словом, и никогда таким не был! Я не смогу говорить с фараоном!»
Бог призывает Моше к здравому смыслу, напоминая, что именно Он, Бог, дал людям силу речи, а, значит, Ему виднее, кого назначать на роль лидера: «Кто дал уста человеку, и кто делает его немым, или глухим, или зрячим, или слепым — Не Я ли, Бог? Итак, иди, и Я буду повелевать твоими устами и укажу тебе, что говорить».(32)
Однако Моше все еще продолжает увещевать Всевышнего: «Я умоляю Тебя, Господи, это слишком важное дело, пошли с ним того, кого Ты посылаешь обычно!»(33)
Мидраш(34) рассказывает, что диалог Моше с Богом длился на протяжении 7 дней, и все это время Моше непрерывно отказывался от возложенной на него миссии. За это время он предоставил пять различных аргументов в свою защиту:
- “Кто я такой?”(35)
- “Они спросят меня: как Его имя? — Что я тогда скажу им?”(36)
- “Скажут: не открывался тебе Бог!”(37)
- “Но человек я не речистый”(38)
- “Пошли того, кого Ты всегда посылаешь!”(39)
В конце концов Всевышний сердится на Моше. В то время как первые четыре довода еще могли бы рассматриваться как реальные причины для отказа со стороны Моше, его последнее «просто пошли кого-то еще!» со стороны выглядит как попытка уклониться от своей судьбы и обойти веление Всевышнего. Однако Раши объясняет, что многочисленные сомнения Моше были вызваны уважением к его старшему брату Аарону (и под словами “пошли того, кого Ты всегда посылаешь” Моше имел в виду именно его). И только после того, как Бог пообещал, что Аарон не будет расстроен таким положением дел, Моше наконец согласился стать Его посланником и лидером еврейского народа.
Образ горящего куста
Еврейские мудрецы,(40) сравнивают терновый куст с человеком, который стремится служить Богу, но испытывает недостаток в способности выразить свою преданность. В отличие от того, кто привык к постоянному изучению Торы и может утолить свою жажду через ежедневную учебу и молитвы, простой человек не обладает такой роскошью — это не для него. Поэтому его символизирует огонь — любовь — который не гаснет, подобно жажде, которая не может быть утолена молитвой. Этот человек постоянно хочет пить.
Этовеликое стремление. Моше, несомненно, очень праведный человек, и, конечно, он мог удовлетворить свою любовь к Богу молитвами и изучением Торы. Тем не менее, он говорит: «Я оставлю свои дела и подойду ближе к горящему кусту, к этой форме, выражающей постоянную жажду приблизиться к Творцу», что указывает на его желание подняться до статуса простого человека.
Дегель махане Эфраим (Рабби Моше-Хаим-Эфраим из Сиделкова, 1748—1800 гг.), с другой стороны, рассматривает горящий куст как пример феномена неэффективной молитвы. У всех нас есть свои «шипы» — особенности характера, от которых мы бы предпочли избавиться. Благодаря страстной молитве и служению Всевышнему мы надеемся, что эти «шипы» сгорят. Но иногда, подобно кусту терновника, который «горел огнем, но не сгорал», независимо от того, насколько мы стараемся (читая книги по самопомощи, посещая психологов и искренне молясь), у нас все же не получается избавиться от этих недостатков своего характера. Наши «шипы» не сгорают.
Моше было велено снять обувь, находясь рядом с горящим кустом, так как то место было свято. Получается, даже при том, что шипы терновника не сгорали, там присутствовала святость. А это означает, что даже недостатки нашего характера являются частью великого замысла творения, и Всевышний любит нас, несмотря на них.
Сноски
- Шмот, 3:1.
- Шмот, 2:15.
- Шмот, 2:21.
- Пиркей д’рабби Элиэзер 40:4.
- Их порабощение началось после смерти Леви, который умер в 2332 году. См. Седер Олам Раба, 3, и Раши, Шмот, 6:16.
- Раши, Шмот, 2:23.
- Шмот Раба, 2:3.
- Там же, 2:2.
- Шмот, 3:1, и комментарий Раши на этот стих.
- Шмот Раба, 2:2.
- Мидраш ха-Гадоль, 3:1.
- Драшот Йешаним, Шмот, 3:1.
- Мидраш ха-Гадоль, 2:55.
- Шмот, 3:3, и комментарий Раши на этот стих.
- Шмот Раба, 2:5.
- Раши, Шмот, 3:2. То есть когда евреи страдают, Бог словно пребывает «среди шипов» вместе с ними.
- Рамбан, Шмот, 3:5.
- Шмот, 3:6
- Рабби Йеошуа бен Корха в Талмуде, Брахот, 7a.
- Маймонид объясняет, что желание заключалось в том, чтобы узнать Его истинную сущность (Мишне Тора, Йесодей ха-Тора, 1:10).
- Шмот, 33:20.
- Рабби Шмуэль бар Нахмани и рабби Йонатан в Талмуде, Брахот, 7a.
- Шмот, 34:30.
- Берешит, 15:13.
- Комментарий Раши на приведенный выше стих. Таким образом, к моменту, когда еврейский народ поселился в Египте, прошло уже 190 из обещанных 400 лет (60 + 130), и, соответственно, до Избавления осталось еще 210.
- Шмот Раба, 3:3.
- Берешит, 46:4: “Я сойду с тобой в Египет, и Я также выведу тебя”. См. Шмот Раба, 3:3.
- Кли Якар, Шмот, 3:7.
- Рамбан, Шмот, 3:12. См. Шмот, 2:15.
- Раши, Шмот, 3:11.
- Шмот Раба, 3:4.
- Шмот, 4:11-12
- Шмот, 4:1–13.
- Цитируется в Раши, Шмот, 3:10.
- Шмот, 3:11.
- Шмот, 3:13.
- Шмот, 4:1.
- Шмот, 4:10.
- Шмот, 4:13.
- Кунтрес Бикур Чикаго, стр. 23.