Ответственность за другихДо того как еврейскому народу была дарована Тора, Бог судил весь мир в совокупности, не налагая на каждого человечества ответственность только за его собственные дела. Хотя после дарования Торы суд совершается над каждым евреем в отдельности, каждый из нас сохраняет определенную меру ответственности за свой народ и несет наказание, если не помешал другому согрешить. Полная ответственность за тайные грехи друг друга наступила, лишь когда израильтяне перешли Иордан под предводительством Йошуа бен Нуна а и дали обет взаимной ответственности.
Желание Бога даровать добро гораздо сильнее Его желания карать. Поэтому воздействие чьих-то добрых дел помогает его потомкам во всех поколениях, как говорится далее в Торе: «И милость творящий тысячным (поколениям) любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди» (Шмот 20:6).
Заслуги родителей и прошлых поколений могут даровать защиту.
Таким образом, заслуги родителей и предков человека могут помочь ему и защитить его. Точно так же заслуги наших праотцов помогают и спасают нас от разрушения. Поэтому сказано в Торе: «И вспомню Мой завет с Яаковом, и также Мой завет с Ицхаком, и также Мой завет с Авраамом вспомню, и землю вспомню» (Ваикра 26:42). Именно поэтому заслуги Патриархов часто упоминаются в молитве, как видно из воззвания Моше к Богу: «Помяни (заслугу) Аврааму, Ицхаку и Исраэлю, твоим рабам, …» (Шмот 32:13).
Хотя заслуги прародителей помогают, не следует полагаться лишь на них, необходимы и собственные усилия. Того, кто грешен, не спасут даже родители, как говорится об этом: «Человек не выкупит брата своего, не (может) он дать Б-гу выкупа за себя.» (Теилим 49:8). Поэтому даже заслуги Праотцов не помогут злодею, и полагаться ему следует лишь на милосердие Бога. И наоборот, заслуги за собственные усилия помогут даже там, где не помогают заслуги праотцов.
Абсолютная справедливость
Основополагающим принципом для понимания всех наград и наказаний в этом мире является то, что Бог справедлив ко всем. Царь Давид выразил этот принцип так: «Судить будет Он вселенную справедливостью и народы – праведностью» (Теилим 98:9). Бог судит каждого, и судит всех одинаково. Поэтому ни в коем случае нельзя подозревать Бога в какой-либо несправедливости.
Только неверующий может сказать, что нет Судьи, и нет окончательной справедливости. Описание такого человека приводит Теилим: «Забыл Б-г, скрыл лицо Свое – не увидит вовек» (Теилим 10:11). Если человек безразличен к Божественному влиянию и считает его простой случайностью, Бог будет продолжать наказывать его еще более серьезными и опасными «случайностями».
Необходимо понимать: все, что ни делает Бог, делается ради нашего же блага, и привыкнуть говорить: «Что Бог ни делает, все к лучшему». Даже благополучие злодеев и страдания праведных являются частью окончательного замысла Бога, несущего благо. Бог не желает вины ни одного из созданий. Он лишь судит мир во благо, и вместе с тем Он судит человечество по делам его.