«И стал Ноах земледельцем и насадил виноградник» (Ноах, 9:20)
Ноах мужем праведным и совершенным был своих поколениях. Перед Б-гом ходил Ноах, так свидетельствует святая Тора. Ноах был пророком, и нет у нас понятия о пророках. Нет у нас понятия также о танаях и амораях (мудрецы периода Мишны). Мы трепещем при имени Рашаш и святого Арии, и автора «Бейт Йосеф». Мы уверены, что святой Арии не делал ничего без предварительного намерения, что каждому делу автора «Бейт Йосеф» предшествовала мысль. И тем более это относится к деянию пророка, действию Ноаха, праведного и совершенного. И это подавно касается дела по восстановлению вселенной после ужасного разрушения, закладывания основ нового мира. В прилеплении к Б-гу, в трепете и обдуманном намерении посадил он виноградник.
Почему виноградник?
Из всех плодов мира, овощей и злаковых, он выбрал посадку виноградника — не трудно догадаться, почему. Потому что из винограда извлекают сок, веселящий напиток, радующий разум. Они так нуждались в нем после того разрушения, которое открылось их глазам: совершенное уничтожение человечества, животных, растений – всего. И они нуждались в приободряющем и укрепляющем напитке после года заключения в ковчеге, года работы до изнеможения, ухода за всеми животными в мире.
А вино – напиток веселящий и радующий разум: «Говорят песню только на вино» (Трактат «Брахот», 35). На трапезе в честь обрезания и при бракосочетании говорят благословение на полный стакан вина. И Ноах, обязанный Творцу за чудо своего спасения, должен был спеть восхваление и поднять бокал вина с благословением.
Все это по нашим понятиям. Но в вине скрыты также возвышенные тайны. Праотец Авраам дал пир в честь обрезания Ицхака, Яаков был благословлен после вина, которое принес отцу. Йосеф послал своему отцу старое вино. На жертвенник возливают вино, и оно хранится для будущего избавления. Нет, не потому хотел Ноах посадить виноград вначале.
Но это действие, которое было так возвышенно, так благородно, засчиталось ему за грех и падение: «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник». Из человека праведного и совершенного, ходящего перед Б-гом, превратился в земледельца (Мидраш Берешит раба, 36:3). Но что плохого в этой посадке?
Ответ простой и краткий: там была ошибка в выборе порядка предпочтений. Вино прекрасно, оно сладко и радует. Но в мире, разрушенном и пустынном, не сажают вначале виноградник, а сеют пшеницу, выращивают помидоры, сажают этрог. Когда есть основа, обычная еда, тогда обращаются к излишествам, к радости, к вину. И если было бы так, если была бы еда, хлеб и фрукты, было бы вино благословением, как сказано «Вино во время трапезы не опьяняет» (Иерушалаимский Талмуд, Трактат «Псахим», 10:6), и это уберегло бы от всех огорчений. Но сажать виноградник вначале – это нарушение порядка предпочтений.
Эта глава, как и все главы Торы, наставляет каждого еврея во все времена.
Уже много сказано о закладке основ. Дорог, предприятий, всех вещей, хороших и нужных, полезных и красивых. Но забывают главное – базу, основу. Ибо она нужна для народа, живущего в Ционе, евреям, укореняющимся в земле отцов. Но во что они сами делают вложения? Что вкладывают в воспитание миллиона с четвертью исраэльских детей? Что вкладывают в приближение к духовному наследию, в коренную культуру, в Тору. Ведь если не вкладывать в это, если забросить область духа, оставить духовную традицию, какой характер будет у народа через двадцать лет? Какой цвет будет у государства? Для кого будут прокладываться дороги и создаваться рабочие места?
И как это верно для общества в целом, так это во много раз вернее для семьи и для личности. Каждый человек обязан сформировать порядок предпочтений. Алаха запрещает есть до молитвы, это пример порядка предпочтений. Когда выбирают квартиру, например, надо поинтересоваться синагогой и религиозной школой, и кто будут товарищами детей, до того, как интересоваться остальными деталями. Когда интересуются местами отдыха, надо выяснить кашрут и духовное состояние места, и как там обстоит дело с субботой, прежде чем считать звездочки гостиницы. Короче, скажи мне порядок твоих предпочтений, и я скажу, кто ты.