«Не громкий звук силы… звук ликования слышу я» (32:18).
Когда Моше Рабейну спустился со скрижалями с горы Синай, из лагеря доносился сильный шум. Йеошуа думал, что это звук войны, а Моше ответил ему, что это похоже не на звуки битвы, а на обычный шум суматохи.
Возникает вопрос: почему Моше не сказал ему, что это культ поклонения тельцу? Рамбан объясняет, что Моше Рабейну не хотел говорить плохое о евреях, несмотря на то что это был тяжкий грех, причем публичный.
Насколько же нам следует остерегаться, чтобы не говорить плохое о еврее! Ведь наверняка речь идет о более скрытом пороке, к тому же не таком тяжком, как грех с тельцом.
Рассказывал рав Аарон Твисиг. Я видел ужасную вещь, от которой волосы встают дыбом. Она приводится в книге «Маасе Иш» о Хазон Ише от имени раби Шмарьяу Грейнимана, который был одним из наиболее приближенных к нему людей. Он спросил Хазон Иша, какова высочайшая ступень, которой человек может достичь в нашем мире. Уверен, что если бы я задал разным хорошим людям этот вопрос, то услышал бы много разных ответов, но вряд ли мнение кого-либо из них совпало с ответом Хазон Иша. Он ответил следующее: «Прожить семьдесят лет, не обидев ни одного человека». Хазон Иш был как огненная стена, словно сама святая Тора. Кому, как не ему, знать величие святой Торы! И именно он сказал, что наибольшая вершина, какой можно достичь, – это всю жизнь не обижать других!
Если позволите сделать вывод о том, в чем состоит простой смысл его слов, то он такой: если кто-то хочет удостоиться Торы, то в случае, если он обижает других, чего же тогда стоит вся его Тора?
Так можно объяснить слова Хазон Иша, а следовательно, кто всю жизнь не обижает другого еврея, тот может заслужить, чтобы Всевышний сделал для него сверхъестественные чудеса.