Суббота на протяжении всех поколений занимала очень важное место в жизни каждого еврея. Пророк Йешаяу (56:6) восхваляет тех, кто соблюдает субботу и говорит, что счастливы исполняющие законы субботы, хранящие завет Б-га. Они удостоятся величия и славы в стенах обитания Творца. Помимо той великой платы за соблюдение воли Создателя, которая ждет человека в будущем мире (как за любую другую заповедь), за соблюдение субботы он получает дополнительный подарок уже и в этом мире, как об этом неоднократно написано в Танахе.
Всевышний говорит: «Дар прекрасный есть в сокровищницах Моих, а дать его Я готов только сынам моим, народу Израиля». Любящий Всемогущий Отец дарит своим детям самое дорогое, что у него есть в царских сокровищницах. Некоторые спрашивают: «Если суббота – это великий подарок, день отдыха, то почему именно в этот день нужно во много себе отказывать?». Кто-то хотел бы выкурить сигарету, кто-то – съездить к морю, пожарить шашлыки, поговорить по телефону или посидеть за компьютером. Ответим на этот вопрос притчей, приведенной в книге «Сидуро Шель Шабат».
Предположим, что некому царю в некотором государстве захотелось, чтобы его уже взрослые дети собрались вместе. С этой целью он заранее попросил их освободить определенный день и в праздничных одеяниях собраться у него для семейного застолья. Прибыли все дети кроме одного сына. Не смотря на то, что почти вся семья в сборе и недостает только одного его члена, радость все же не та. Когда через некоторое время царь поинтересовался у не посетившего семейное торжество сына о причине отсутствия, тот резонно ответил: «Отец! Ты же хотел доставить каждому радость. Для меня большую радость доставило провести время с друзьями». «Время с друзьями» – это сигареты, компьютер, телефон. Суббота – это имя Творца, в этот день мы с Ним, на пиру у Царя. Шабат – это день, когда Царь приглашает нас к себе на пир. Кто же может пренебречь таким счастьем, возможностью единения с Царем всех царей, Всемогущим и Милосердным. Заменить это чудо материальными вожделениями, которые можно наверстать в будние дни?!
Святая суббота является проявлением великой любви, которую Творец питает к Своему народу Израилю и знаком союза между Ним и Его народом. Исполняя законы субботы, каждый еврей заявляет всему миру о том, что Всевышний творил мир в течение шести дней, а в седьмой день отдыхал. Почитая субботний день, не совершая в него созидательных действий, мы признаем сами и демонстрируем другим, что Создатель является беспрекословным хозяином мира и если он повелел нам отдыхать от работ в субботу, он не оставит нас без пропитания. Более того, источник благосостояния и изобилия – это не труд шести будничных дней, а именно исполнение заповеди седьмого дня. Из-за особой важности субботы, соблюдение ее законов приравнено соблюдению всех заповедей Торы вместе взятых, а нарушение – нарушению всех ее запретов.
Сказано: «Если бы все евреи соблюли две субботы, он были бы немедленно избавлены из изгнания» («Зоар Хадаш», «Ваяшев», 49б).
Почему недостаточно соблюсти одну субботу, а необходимо именно две? Дело в том, что соблюдение субботы в полной мере возможно только тогда, когда ей предшествовали шесть дней созидания, освященные величием предыдущей субботы.
Другими словами, реальная жизнь представляет собой единую систему взаимодействия святости субботы и будних дней, в которой все связано и зависит друг от друга. И так сказано в Торе: «Шесть дней трудись и делай всякую работу, а в день седьмой отдыхай» (Шмот 34:21). «Тому, кто трудился до субботы, будет, что поесть в субботу, а тот, кто не трудился до субботы, что будет есть в субботу?!» («Авода Зара», 3а). «Суббота – это подобие Будущего Мира» («Брахот», 57б).
Тот, кто освятил свое пребывание в этом мире Б-жественным влиянием, обязательно удостоится истинного удовольствия в Мире Грядущем!