В Суккот – и вдруг о нехватке психиатров в Кремниевой долине
Вот вопросы, которые я хотел бы вам предложить для обдумывания.
Первый: сколько вы знаете людей, которых считаете успешными?
Следующий вопрос: сколько людей вы знаете, которых считаете счастливыми?
И, наконец, третий: хотели бы вы тех, кого отнесли к первой категории, включить и во вторую?
В период от Рош а-Шана до Йом Кипура мы провели значительное количество времени, обращаясь к Богу со своими сердечными мольбами. Мы поделились с Ним своими надеждами и мечтами. И умоляли о жизни, полной благословений. Но давайте подумаем, чего же мы хотели больше всего: успеха или счастья?
Если вы думаете, что то и другое идентично, то вам необходимо усвоить поразительный урок Кремниевой долины и его отголоски, причем именно сейчас, в праздник Суккот.
«Я был свидетелем такого большого успеха и в то же время видел так мало счастья. В нашей долине материальных богатств и естественной красоты,
к сожалению, успех и счастье слишком часто противостоят друг другу», — кому принадлежат эти слова? Об этом чуть позже.
Кремниевая (Силиконовая) долина — одно из самых популярных мест в мире для самых успешных предпринимателей. Стивен Джон Каплан, советник по инвестициям и генеральный директор True Contrarian Investments, недавно написал, что «требуется около 10 миллионов долларов, чтобы чувствовать себя финансово комфортно в районе залива — это разумный, но, безусловно, не роскошный образ жизни».
Этот район является домом для тех, кто достаточно благословлен, чтобы удовлетворить все стандарты, используемые для оценки успеха в современных условиях.
Однако есть у Кремниевой долины и некая насущная потребность, которую удовлетворить не удается. Известный местный психиатр Адам Штрасберг говорит следующее:
«В стране существует общеизвестная нехватка психиатров; однако, если быть более конкретным, в районе залива их наблюдается колоссальный дефицит. Такова природа нашей экономической системы спроса и предложения — часть этого дисбаланса, безусловно, связана с предложением, но я подозреваю, что большая часть связана и с гораздо более высоким местным спросом.
Я практиковал психиатрию в Кремниевой долине почти 20 лет, бороздил просторы Интернета, изучал вдоль и поперек актуальные вопросы лидеров мирового сообщества, был свидетелем удач и безрассудств — всё с подлокотников моего кожаного кресла, в моем крошечном офисе, с двумя очень древними золотыми рыбками на буксире.
Ежедневно через мой офис часами проходит парад измученных стрессом мультимиллионеров из «среднего класса». Я действительно психиатр Кремниевой долины. На протяжении десятилетий — как психиатр, практикующий там, так и гражданское лицо, живущее там же, на местном уровне — я был свидетелем стольких успехов и при этом видел так мало счастья. В нашей долине материальных богатств и естественной красоты, к сожалению, успех и счастье слишком часто противостоят друг другу».
Безусловная трагедия нашего времени состоит в том, что так много людей одарены безмерным успехом, но, тем не менее, полны несчастья и недовольства. Американский политический аналитик, блогер, автор и обозреватель New York Times Росс Даутат пишет о «немедленном кризисе, который убивает десятки тысяч американцев прямо сейчас — больше, чем “эпидемия” крэка (широко распространенный дешевый наркотик – прим. перевод.), в худшем случае, даже больше, чем война во Вьетнаме. Рабочее название этого кризиса «смерть от отчаяния» — резонансная фраза, которую экономисты Энн Кейс и Ангус Дитон использовали для описания внезапного роста смертности от самоубийств, злоупотребления алкоголем и наркотиками с начала нового тысячелетия.
В новом отчете Объединенного экономического комитета Сената США показан масштаб этого роста — удвоение с 22,7 смертей от отчаяния на 100 000 американцев в 2000 году до 45,8 на то же число жителей в 2017 году, что легко превосходит все предыдущие максимумы 20 века.
Что является источником этого кризиса «смерти от отчаяния»? Это результат сложившейся психологии общества, трагически смешавшего успех со счастьем, между которыми на самом деле огромная разница, выражающаяся во множестве аспектов:
● Успех — это получение желаемого; счастье — это реальное желание того, что вы получаете.
● Успех — это обладание деньгами всего мира; счастье в этом отнюдь не нуждается.
● Успех измерим; счастье безгранично.
● Успех — это шикарная элитная машина; счастье — это полное радостных эмоций путешествие.
● Успех — это тяжелый труд; счастье — это любовь к работе.
● Успех в том, чтобы все знали ваше имя; счастье — это знать имена родных и созвучных вам людей.
● Успех — это стремление быть правым; счастье — это самому быть истинным.
● Успех — это накопления в банке; счастье же нельзя отложить про запас.
● Успех — частные самолеты; счастье летает гораздо выше.
● Успех никогда не дается просто так; счастье никогда не заставит вас чувствовать себя тяжело.
● Успех — это деньги; счастье — это ценность.
● К успеху путь долог; повод для счастья есть всегда.
● Успех — это иметь несколько домов; счастье — всегда иметь возможность чувствовать себя дома.
● Успех — это материальные вещи; счастье – не в материальном.
● Успех — это похвала; счастье никогда в этом не нуждается.
● Успех достигает вершины; у счастья нет потолка.
● Успех — это заниматься любимым делом; счастье — это любить то, что делаешь.
● Успеху можно позавидовать; счастье делится с теми, кто счастлив.
● И самое главное, успех измеряется терминами человеческого языка, но счастье — это настоящий Божественный дар для тех, кто живет по небесным стандартам.
Суккот по своей сути – это очень веселый праздник. На иврите его называют зман симхатейну — время нашей наивысшей радости. И место его в календаре не случайно.
Истинное счастье может быть лишь следствием нашего духовного роста, в том числе, в эти Святые Дни. Счастье — это дар Бога всем, кто позволяет ему естественным образом возникать из нашего стремления к духовному совершенству, а не в процессе достижения мирского успеха.
Веселого вам праздника и будьте счастливы!