Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Опасность для жизни помимо лечения

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Животные, представляющие опасность

В субботу разрешено умертвлять животных, которые представляют опасность для жизни человека: бешеную собаку, змею, желтого скорпиона. В месте, где находятся люди, чувствительные к укусам пчел или ос, разрешено умертвлять пчел и ос. Любого представителя животного мира, который является переносчиком опасного заболевания, разрешено умертвить в субботу. Умерщвлять животных, представляющих опасность для жизни, разрешено, даже если они находятся на большом расстоянии от человека и даже если они убегают. Разрешено в субботу специально выискивать таких животных, чтобы их истреблять[1].

Животных, которые не представляют угрозу для жизни человека, но их укусы вызывают сильные физические страдания, разрешено отлавливать, чтобы предотвратить страдания, вызванные их укусами. Если невозможно их отловить, разрешено умертвить таким образом, чтобы со стороны казалось, что человек сделал это будто бы непреднамеренно. В случае, когда такое животное преследует человека и его невозможно отловить или обезвредить другим способом, его разрешено умертвить[2].

Представителей животного мира, укусы которых не доставляют особо сильных страданий, запрещено умерщвлять и ловить, а разрешено только отгонять. Но если насекомое, которое может ужалить, уже находится на теле человека и его невозможно отогнать, не прикасаясь к нему руками, разрешено его аккуратно устранить рукой, при этом стараясь его не умертвить.

Животное, которое очень раздражает людей, но не причиняет боли, запрещено брать в руки, даже если оно уже находится на теле человека. Муравьев и других насекомых, которые двигаются настолько медленно, что не представляет труда поймать их, не запрещено ловить в субботу. Поэтому разрешено аккуратно замести их на совок и выбросить, стараясь при этом их не умертвить. Хотя любое животное в субботу является мукцэ – предметом, который специальным постановлением мудрецов запрещено перемещать, тем ни менее, считаясь с чувствами людей, у которых некоторые виды насекомых вызывают неприязнь, в данной ситуации мудрецы разрешили их переносить, чтобы отдалить их от местопребывания людей.

До наступления субботы разрешено разложить яд для умерщвления грызунов и насекомых, включить электроприбор для истребления комаров, поставить капкан или установить мышеловку. В субботу разрешено на некотором расстоянии от животного положить средство, которое может его отогнать от места, где присутствуют люди. Разрешено так же распылять средство для истребления вредителей, оставляя при этом окна открытыми и не направляя пульверизатор напрямую на животных, чтобы не совершить явное умерщвление животного.

Разрешено нанести на тело человека жидкость, отпугивающую насекомых, но пользоваться для этого мазями и кремами в субботу запрещено.

Предметы, представляющие опасность

Любой предмет, который представляет угрозу для жизни человека, необходимо как можно быстрее обезвредить, даже если для этого необходимо прибегнуть к действиям, запрещенным в субботу Торой. Предмет, который не представляет угрозу для жизни, но из-за которого люди могут удариться, обжечься или споткнуться, разрешено переместить в безопасное место, даже если для этого придется нарушить запрет мукцэ. Так, например, разрешено убрать в безопасное место осколки, горячие угли или гвозди, которые находятся в месте, где человек может из-за них пострадать.

Для того чтобы обезвредить предмет, представляющий угрозу пораниться более чем для двух человек, разрешено не только нарушить запрет мукцэ, но и совершить любые другие действия, запрещенные в субботу мудрецами. Поэтому предметы, от которых может пострадать более чем два человека, разрешено переносить даже в таком месте, где, согласно постановлению мудрецов (но не Торой!), перемещение предметов запрещено.

Когда в целях предотвращения опасности для жизни или здоровья людей разрешено совершать действия, запрещенные в субботу, желательно это делать измененным способом при условии, что это не повлияет на эффективность спасения.

Человек, заметивший в субботу подозрительный предмет, в отношении которого есть веские причины опасаться, что он может оказаться взрывоопасным, должен срочно вызвать силы безопасности, т.к. жизнь людей находится под угрозой[3].

Гололед

Разрешено посыпать солью или песком скользкие места, образовавшиеся из-за оледенения или пролившегося масла. Если для предотвращения гололеда необходимо убрать снег, разрешено это сделать в субботу вручную при условии, что не говорится о месте, в котором запрещено Торой переносить предметы и при условии, что снег лежит на утоптанном грунте или на асфальте. И все же желательно попросить нееврея очистить снег, и в этом случае разрешено убирать снег даже в таком месте, где перенос предметов в субботу запрещен Торой.

Пожары

Если ситуация такова, что существует даже очень незначительная вероятность того, что пожар может привести к гибели человека, разрешено совершать любые действия, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены Торой. Когда речь идет о тушении пожара, такими действиями, как правило, является гашение огня, отключение электроэнергии, изолирование источников газа, пользование телефоном, транспортными средствами и т.п. По мере возможности следует стараться как можно меньше нарушений субботы, но только при условии, что это не отразится негативно на эффективности спасения жизни[4].

Даже если в доме, в котором занялся пожар, нет жильцов, но он находится в непосредственной близости к другим жилым зданиям, на которые может перекинуться пламя, разрешено предпринимать все необходимое для его скорейшей ликвидации[5].

В случае, когда пожар явно не представляет опасность для жизни, запрещено допускать нарушения законов субботы. Если от огня могут физически пострадать люди и обезопасить их можно только посредством устранения пожара, разрешено гасить огонь. Другие нарушения субботы в данной ситуации совершать запрещено. Существуют специальные законы о том, что разрешено в субботу выносить из горящего здания ради спасения имущества, эти ограничения были приняты мудрецами для того, чтобы в порыве спасения своего имущества, человек не забыл о законах субботы и не стал гасить пожар[6].

Горящую свечу, которая упала в такое место, где она может вызвать пожар, разрешено аккуратно, стараясь не погасить пламя, поднять обычным способом. Разрешено ее также перенести в безопасное место. Если свеча упала на стол, то следует приподнять стол и аккуратно стряхнуть свечу на пол. Если на скатерти уже занялось пламя, разрешено налить какую-либо пачкающую скатерть жидкость на ту часть скатерти, на которую еще не успел добраться огонь. Свечу, которая упала на пол, разрешено переместить ногой в то место, где не может возникнуть опасность пожара. Упавшую на скатерть или другую поверхность искру, которая может загореться, разрешено стряхнуть обычным способом, чтобы из нее не возгорелось пламя.

Воры, грабители и террористы

Несмотря на то, что цель воров и грабителей – завладеть материальными ценностями других людей, тем ни менее они могут представлять угрозу для жизни людей: постараться ликвидировать нежелательных свидетелей преступления или покуситься на жизнь хозяев, вставших на защиту своего имущества. Поэтому, даже если есть ничтожная вероятность того, что воры или грабители могут угрожать жизни человека, необходимо вызвать полицию и предпринять другие меры по безопасности – своей и окружающих, даже если при этом придется совершать действия, запрещенные в субботу Торой. Это верно и в случае ссоры, которая может перейти в драку, опасную для жизни людей[7].

Человек, заметивший в субботу подозрительных личностей, которые могут оказаться террористами, должен срочно вызвать силы безопасности, т.к. существует вероятность того, что жизнь граждан находится под угрозой[8].

Охрана безопасности граждан, как от внешних, так и от внутренних врагов, является великой заповедью. В целях защиты граждан, когда есть вероятность того, что их жизнь находится под угрозой, армии и полиции разрешено совершать любые действия, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены в субботу Торой.

Пост первенцев

Маленький ребенок

Поскольку в случае, если маленький ребенок потерялся, оказался запертым в каком-либо помещении или упал в яму, стресс от страха может привести к летальному исходу, разрешено совершать запрещенные в субботу Торой действия по его спасению[9].

Законы, относящиеся к тем, кто участвует в спасении жизни людей в субботу

Религиозному врачу, военному, полицейскому, пожарному и другим специалистам, участвующим в спасении людей, в случае, когда их смена выпадает на субботу, не следует предлагать своему нерелигиозному коллеге-еврею, чтобы тот вышел вместо него на работу в субботу, а он в свою очередь отработает его смену, пришедшуюся на будние дни. Ибо человек, соблюдающий субботу, знает, что, спасая жизнь человека в субботу, он исполняет заповедь, а не совершает нарушение, а нерелигиозный еврей не различает между ситуацией, когда нарушение субботы однозначно запрещено и ситуацией, когда его совершают ради спасения жизни человека и оно не только разрешено, но даже является исполнением заповеди. Кроме того, соблюдающий законы Торы еврей, постарается не допустить неоправданное нарушение субботы[10].

В отношении человека, который спасая людей, оказался в субботу в таком месте, от которого в обычной ситуации, согласно законам о тхумин, ему было бы запрещено отдаляться более чем на два метра, принят закон, разрешающий ему передвигаться на расстояние километра в любую сторону[11]. Если он не может идти пешком, ему разрешено ехать на автомобиле, которым управляет нееврей[12]. Понятно, что, если он находится в таком месте, где может возникнуть опасность для жизни, ему разрешено совершать любые действия для того, чтобы перебраться в безопасное место. Врачу и водителю скорой помощи, присутствие которых обязательно должно понадобиться в том месте, откуда они приехали, разрешено вернуться назад обычным способом.

Врачу, полицейскому, пожарнику и другим специалистам, участвующим в спасении людей, разрешено брать плату за проделанную ими в субботу работу[13].


[1] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 316:10; «Мишна Брура», там же.

[2] «Мишна Брура», там же, п.27 и 48.

[3] «Шулхан Арух» и Рамо, там же, 329:6; «Мишна Брура», там же, п.16; «Циц Элиэзэр», ч.4, п.4.

[4] «Менуха Нэхона» от имени Хазон Иша.

[5] «Хут Шани», «Шабат», ч.2, 35:3.

[6] «Шулхан Арух», там же, гл.329; «Мишна Брура», там же.

[7] «Шулхан Арух», там же, 329:6 и 7; «Мишна Брура», там же, п.17; «Циц Элиэзэр», ч.4, п.4.

[8] «Шулхан Арух» и Рамо, там же; «Мишна Брура», там же, п.16; «Циц Элиэзэр», там же.

[9] «Мишна Брура», там же, 328:38.

[10] «Шмират Шабат кэ-Илхата», гл.32, прим.130.

[11] «Шулхан Арух», там же, 407:9.

[12] «Хатам Софэр», «Хошэн Мишпат», п.194.

[13] «Мишна Брура», 306:24.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
322
Перейти к содержимому