«И храните, чтобы выполнять все законы и установления».
Дварим (11:32)
Был поздний час ночи, улицы были почти пусты и безлюдны, а из окон домов уже не струился свет. В ту эпоху электричества еще не было в домах, и единственным освещением были свечи. Раби Исраэль из Саланта шел по улице своего города и внезапно заметил свет, пробивающийся из окон одного из магазинов на этой улице.
Раби Исраэль приблизился к источнику света и заметил городского сапожника, который энергично работал. Он спросил этого сапожника о причинах работы в столь поздний час, ведь уже настала ночь, а свеча его почти догорела. Почему он не сворачивается и не уходит из своего магазина?
Сапожник ответил раби Исраэлю фразой, которая сохранилась навечно. Она наивна, но в то же время глубока и многозначительна: «Раби, все время, пока свеча горит, можно исправить».
Раби Исраэль вернулся и закрылся в своей комнате на несколько долгих часов. Его ученики слышали, как он много раз повторяет эту фразу и добавляет к ней: «Свеча Всесильного – душа человека. Все время, пока душа еврея горит, все еще можно исправить!»
Вы понимаете? До тех пор, пока мы живем здесь, в этом мире, это указывает на то, что свеча по-прежнему горит, а значит все еще можно исправить! «Свеча», о которой мы говорим, — это душа человека. Она должна вернуться к Б-гу, сделать тшуву и исправить себя, пока мы еще живы. «Исправление» — это сделать еще один добрый поступок, еще одну дополнительную заповедь. Все время, пока свеча горит, — говорит раби Исраэль, — нет места для отчаяния! Еще остается возможность исправить, так давайте же исправлять.
Наш учитель Хафец Хаим вернулся в свое местечко в Радине после того, как поехал исполнить заповедь в сопровождении своего зятя, главы ешивы Радина, гаона раби Цви Левинсона. Они вышли из поезда на станции Бастон и сели на телегу, которая довезла их до дома. Когда приехали, Хафец Хаим стал искать в карманах деньги, чтобы выдать извозчику положенную ему плату. Его зять сказал: «Все в порядке, я уже заплатил ему!»
«Заплатил ему? Когда это?» — удивился Хафец Хаим.
«В начале поездки», — ответил его зять.
«Что же ты сделал? – лицо Хафец Хаима побелело, — ты собственными руками разрушил повелительную заповедь «В тот же день дай ему плату». Ее исполняют, только если дают деньги после выполненной работы».
Здесь заключался принцип, определенный образ жизни. Зять его сестры, гаон раби Мордехай Дов, заметил, что Хафец Хаим при каждом совершаемом действии размышлял о том, какую заповедь можно с его помощью исполнить: будь то милосердие, любовь к Израилю или любая другая заповедь. Насколько же он был рад, когда находил, что каждым действием выполняет эти заповеди!
Его спросили: «В чем смысл этого размышления? Находится ли его источник в Алахе, утверждающей, что заповеди требуют намерения?»
Хафец Хаим ответил: «Нет, это размышление не является лишь подготовкой к заповеди, чтобы знать, на чем сосредотачиваться во время совершения действия. Оно само является заповедью, как сказано: «И храните, чтобы выполнять все законы и установления». Соблюдение выражает ожидание и стремление, как объяснил Раши в комментарии к фразе: «И отец его сохранил эту вещь» – он надеялся и ждал, когда тот придет. Так и каждый человек должен ожидать, когда же в руки к нему придет заповедь, чтобы исполнить ее».
Для чего мы пришли в этот мир? В чем наша цель в нем, если не в том, чтобы исполнять заповеди и накапливать заслуги для вечного мира? «В момент смерти человека не провожают его ни золото, ни серебро, ни жемчуга, ни драгоценные камни, но лишь Тора и добрые поступки».
Можно привести пример, на что все это похоже. Представьте владельца магазина, который открывает свое заведение. Он наводит порядок, раскладывает товары, обедает в магазине в полдень, болтает со своими соседями и знакомыми. Но все время его глаз бдительно высматривает: когда же придет покупатель, чтобы можно было заработать на нем? Ведь все остальные занятия в магазине – второстепенны, а торговля является главным делом. Таким же должен быть и взгляд на свою жизнь: «Хватай и ешь, — советовал Шмуэль своему ученику раву Йеуде, — ведь наш мир подобен пиршеству». Нужно лишь подходить к месту раздачи и класть на тарелки!
Как чудесно, что мы действительно со всех сторон окружены заповедями. Нам остается лишь класть на тарелки, собирать полными пригоршнями! Мы желаем мира человеку и тем самым исполняет заповедь: ищи мира и преследуй его. Ободряем кого-то словами – заповедь. Оказываем помощь и поддержку – заповедь. Мы словно находимся в алмазной шахте, и алмазы сами собой падают к нашим ногам, нужно лишь нагнуться и поднять. Но если поставишь слепого в алмазной шахте, то услышишь лишь жалобы по поводу темницы с твердыми стенами. Откроем же глаза и будем собирать заслуги к дню суда, который все ближе.