«И взял Шем и Яфет платье» (9:23).
Раши пишет: «И взял Шем и Яфет» – здесь написано не “взяли”, а именно “взял”.
Это учит нас тому, что Шем больше старался в выполнении заповеди, чем Яфет. Поэтому его потомки удостоились одевать талит с цицитом. И тем не менее остается вопрос: верно, что Шем старался больше, но ведь и Яфет исполнял эту заповедь. Почему же тогда она не была ему засчитана?
Хафец Хаим дал следующее объяснение. Богатство в Торе и заповедях не похоже на материальное богатство.
Человек, у которого есть два миллиона долларов, считается вдвое богаче того, у кого есть только один. Но такой расчет неверен в отношении духовного богатства. Еврей, изучивший два трактата Талмуда, в сравнении с тем, кто изучил один, – богаче не в два раза, а во много раз больше.
То же самое мы видим в ювелирном деле. Драгоценный камень, весящий два карата, может быть в десятки раз дороже того, который весит один карат. В изучении Торы – то же самое.
Поэтому Шем, который больше старался в заповеди, заслужил то, что она была названа его именем.
И мы должны знать, что речь не обязательно идет о каком-то огромном усилии. Даже вполне умеренное, разумное усилие, соответствующее силам и способностям человека, считается большим вкладом с его стороны. И Б -г дает ему награду во много раз большую.
Рассказывает рав Зильберштейн. Знаю одного юношу, который считается самым выдающимся в своей ешиве. Все ценят его за постоянство в учебе, эрудицию и глубину мышления. Ему удалось жениться на девушке из хорошей семьи, и на свадьбе глава его ешивы сказал о нем пару слов.
«Уже много лет, – говорил глава ешивы, – я даю уроки для учеников третьего курса. И всегда я сталкивался с непростой проблемой. Поскольку мне приходится руководить ешивой, я не всегда успеваю вовремя прийти на урок. Иногда раздается неожиданный звонок от спонсоров, и я не могу не ответить на него. Бывает, приходится разговаривать по телефону несколько лишних минут за счет урока. Большинство учащихся, видя, что я задерживаюсь, начинают беседовать друг с другом. Возможно, многие из них хотели бы послушать урок, но никто из них не проявил для этого инициативы.
Что же делает наш жених? Поглядывая на часы и понимая, что время урока настало, он становится возле двери моего кабинета, стучит и говорит: «Рав, мы ждем урока. Когда Вы придете?» И всё это произносится с таким удивительным желанием, что словами не описать. Невозможно не почувствовать ту жажду, с которой он стремится вкусить сладость Торы.
И так происходит изо дня в день. Мое сердце выпрыгивает из груди, едва я слышу этот простодушный вопрос ученика «Когда же рав придет на урок?» И не стану отрицать – это действительно побуждает меня приходить вовремя.
А теперь я вас спрошу: неужели этого недостаточно, чтобы понять, почему наш жених достиг столь высоких ступеней в Торе?» – закончил свою речь глава ешивы.
Отметим напоследок: все ученики слушали уроки, все они усваивали знания, которые им передавал глава ешивы. Но один из них старался чуть-чуть больше остальных. В конце концов, что он делал? Всего лишь шел к кабинету учителя, расположенному в нескольких метрах. Не более. Но для получения духовного богатства это имеет огромное значение и именно к этому он стремился больше, чем остальные.