Вопрос
Скажите, уважаемый рав, почему Адам и Хава до греха не стеснялись наготы?
Ответ
Наши мудрецы говорят, что человек в трех вещах подобен скотине: 1) он ест и пьет, 2) плодится и 3) испражняется (Хагига, 16а). И именно в этих вещах он должен быть особенно скромным, чтобы ни в коем случае не подчеркивать схожесть с животным.
Этим же объясняется природный стыд человека, связанный с органами размножения.
До совершения греха все мысли Адама и Хавы были святыми – что бы ни делали, они был намерены только выполнять волю Творца.
Согласно иудаизму, интимные отношения сами по себе святы (подробно об этом см. тут) — при условии, что у супругов святые намерения. И так сказали наши мудрецы: «Когда муж соединяется с женой со святыми мыслями, Шхина (Божественное присутствие) между ними». Если же человек прежде всего хочет удовлетворить свои плотские страсти, он уподобляется скотине».
Маараль в книге «Беер а-Гола» (ч. 4), комментируя мнение философов, которые считают, что соединение супругов — это стыд и позор человека, пишет: «это опровергают (наши) мудрецы, поскольку разум не допускает мысли, чтобы основа всего — то, на чём держится мир, рождение, размножение, — было построено на стыде и позоре. Более того, это не было бы к славе Всевышнего, благословен Он, если бы мир был основан на стыде и позоре; а когда фундамент шаткий, всё, что построено на нём, падает. Поэтому следует отвергнуть это мнение, так как нет в соединении мужа со своей женой ничего унизительного».
В том же убеждает и Рамбан: «Знай, что интимная близость — дело святое и чистое, если она происходит как должно и в надлежащее время, и с правильным намерением… И, если бы не было в этом великой святости, не назвали бы соединение “познанием”. Как сказано: “И познал Элькана Хану, жену свою…” (Шмуэль 1:19). И Всевышний, благословен Он, создал всё, как постановила мудрость Его, и не создал ничего, что было бы позором или безобразием; потому что, если сказать, что соединение — вещь позорная, тогда и органы, предназначенные для совокупления, позорны. Но ведь Всевышний создал их по слову Своему» («Игрет а-Кодеш», ч. 2).
А Ябец пишет:
«И ВОТ, КОГДА ИНТИМНАЯ БЛИЗОСТЬ ВО ИМЯ НЕБЕС И КАК ПОЛАГАЕТСЯ, – НЕТ ДЕЙСТВИЯ БОЛЕЕ СВЯТОГО!»
Пока Адам и Хава не отведали запретный плод и помыслы их были только о том, чтобы исполнить волю Творца, целью интимной близости было соединиться в единое целое, потому они не стеснялись своих половых органов. Однако после греха появились мысли о плотском вожделении, а с ним пришло и чувство стыда.