Вопрос:
Уважаемый рав! Почему Израиль часто называют страной, текущей молоком и медом? На то есть реальное обоснование или это просто поэтическая метафора, символизирующая богатство Святой Земли?
Ответ:
Что ж, этот вопрос я слышу довольно часто. Им задавались и некоторые из величайших мудрецов нашего народа. Так давайте же посмотрим, какие 3 основных ответа они дают.
Во-первых, важно отметить, что впервые эта формулировка встречается в Торе. Когда Бог впервые заговорил с Моше Рабейну у несгораемого куста ежевики, Он сказал ему, что спасет сынов Израиля и приведет их в «страну прекрасную и просторную — страну, текущую молоком и медом…»1 В данном случае (как и в некоторых других местах Писания) под медом подразумевается не продукт жизнедеятельности пчел, а фруктовый нектар, конкретно — финиковый мед.
1) Нахманид2 пишет, что ключевое слово в этом стихе — «текущая». Фруктовые деревья могут расти практически где угодно, вне зависимости от условий, но производить нектар они могут только тогда, когда земля у их корней отличается особой плодородностью, то есть когда деревья получают регулярное хорошее питание.
Точно так же домашний скот может выживать в различных условиях, но при этом молоко он будет давать только в том случае, если будет пастись на особенно плодородных пастбищах.
Получается, что «страна, текущая молоком и медом» — это ярчайший показатель великой милости Всевышнего к Его народу, благодаря которой Он дал нам уникально плодородную Землю Обетованную.
2) Мидраш3 объясняет, что обилие молока символизирует богатство вкуса и высокое качество пищи этой страны. Мед представляет сладость и наслаждение. Так отличительными чертами Израиля одновременно выступают и высокое качество его пищи, и ее питательность, и приятный вкус.
3) Некоторые мудрецы указывают на то, что мед и молоко — это продукты, которые имеют парадоксальные в плане кашрута качества. Мед считается кошерным, хотя при этом производится некошерным насекомым. А молоко кошерно, несмотря на то, что производит его корова, мясо которой вместе с молоком есть нельзя.
Это, как объясняют, говорит о том, что особенность и Божественность Земли Израиля часто проявляется в тех местах, где это меньше всего могло бы ожидаться.
Сноски
- Шмот, 3:8.
- Там же.
- Ялкут Шимони, Мишлей, 8:943.