Начиная с молитвы Мусаф первого дня праздника Песах и до молитвы Мусаф праздника Шмини Ацерет в молитве «Шмонаэсрэ» в благословении «Ата Гибор» (2-ое благословение) произносят восхваление Творцу за то, что Он дарует нам росу, а в благословении «Меварех а-Шаним» (9-ое благословение) начиная с молитвы Маарив второго дня праздника Песах и до Маарива 7-го Хешвана жители Земли Израиля просят Всевышнего о благословении. Поскольку это очень важные вставки, представляется полезным привести правила, как поступать, в случае если человек вспомнил, что он не произнес их в соответствии с установленным законом. Источники: «Мишна Брура», гл.114 и 117; «Ишей Исраель», гл.23.
Таблица 1. Восхваление за росу («Марид а-Таль»)
Ситуация | Закон |
Вместо восхваления за росу произнес восхваление за дождь и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Творца в завершении благословения «Ата Гибор» | Читает благословение «Ата Гибор» сначала |
Вместо восхваления за росу произнес восхваление за дождь и вспомнил об этом сразу после того, как произнес Имя Творца в завершении благословения «Ата Гибор» | Произносит «…ламдени хукеха» и читает благословение «Ата Гибор» сначала |
Вместо восхваления за росу произнес восхваление за дождь и вспомнил об этом после того, как полностью завершил благословение «Ата Гибор» | Молится заново |
Не произнес восхваление ни за росу, ни за дождь и вспомнил об этом даже до того, как завершил благословение «Ата Гибор» | Продолжает молится, а если завершил молитву, то не должен молиться заново |
Таблица 2. Просьба о благословении (согласно нусаху ашкеназов – «Вэ-Тен Браха», согласно нусаху сефардов – «Бархену»)
Ситуация | Закон |
Вместо просьбы о благословении произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Творца в благословении «Меварех а-Шаним» | Читает благословение «Меварех а-Шаним»» сначала и продолжает молиться дальше по порядку |
Вместо просьбы о благословении произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом после того, как произнес Имя Творца в благословении «Меварех а-Шаним» | Произносит «…ламдени хукеха», читает благословение «Меварех а-Шаним»» сначала и продолжает молиться дальше по порядку |
Вместо просьбы о благословении произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом после того, как полностью завершил благословение «Меварех а-Шаним» и до того, как вторично произнес фразу «Ию ле-рацон» в завершении молитвы | Читает благословение «Меварех а-Шаним»» сначала и продолжает молиться дальше по порядку |
Вместо просьбы о благословении произнес просьбу о дожде и вспомнил об этом после того, как вторично произнес фразу «Ию ле-рацон» в завершении молитвы | Читает всю молитву сначала |
Не произнес просьбу ни о благословении, ни о дожде | Продолжает молится, а если завершил молитву, то не должен молиться заново |