Рав Сеадья бар Йосеф (р. Сеадья Гаон; 4642-4702 /882-942/) – глава (гаон) ешивы в Суре.
Происходил из рода великого мудреца и чудотворца эпохи Мишны р. Ханины бен Досы.
Родился в г. Фаюме, на севере Египта. Переселился в Землю Израиля, оттуда перебрался в мусульманскую столицу Вавилонии – г. Багдад.
Р. Сеадья активно выступал против влиятельной ереси караимов, разоблачая ложность их взглядов.
Был избран гаоном Пумбедиты, а в 4688 /928/ году гаоном ешивы в Суре, которая переживала тогда упадок и запустение – главы общины надеялись, что ему удастся возродить этот прославленный центр еврейской учености. И действительно, под руководством р. Сеадьи Сура обрела былую привлекательность для знатоков Торы.
Однако спустя два года возник острый конфликт между р. Сеадьей и рейш галута (административным главою вавилонской общины), вызванный тем, что мудрец отказался покривить судом ради корыстных интересов семьи рейш галута. В течение семи лет р. Сеадья вынужден был скрываться от мести врагов. В этот период он и написал большинство своих книг, в том числе и знаменитый труд по еврейскому мировоззрению Эмунот ведеот.
Его перу принадлежат комментарий на Тору, перевод Писания на арабский язык, книги по грамматике иврита, а также алахические исследования, среди которых особенно выделяется Сефер айерушот – книга, посвященная законам наследования.
Кроме того, р. Сеадья составил один из первых молитвенников – сидур, получивший название Сефер меасеф лехоль атфилот веабрахот (Книга, содержащая все молитвы и благословения).
В 4697 /937/ конфликт со светскими властями уладился, но к руководству ешивой р. Сеадья уже не вернулся (Раавад, Седер акабала; Седер адорот). Скончался в Суре, в возрасте шестидесяти лет.
С его смертью ешива в Суре окончательно лишилась прежнего значения и вскоре прекратила свою деятельность.