Ощутите всю прелесть уникального седера, который предстоит провести в этом году
Приближающаяся ночь Седера будет сильно отличаться от тех, что были в прошлые годы. К сожалению, некоторые из нас останутся одни. Другие соберутся с семьей, с теми, с кем живут вместе. Никто не отправиться в гости и не откроет двери своего дома для друзей. Даже мысли и разговоры, которыми мы будем делиться, сидя за праздничным столом, приобретут новый акцент и вкус.
Я хочу предложить вам 7 интересных идей, которые помогут поднять настроение и добавить Седеру радость, несмотря на необычную обстановку.
1. Правильное пожелание
Известный праведник рабби Леви Ицхак из Бердичева (1740-1810) утверждал, что мы привыкли неправильно поздравлять друзей с Песахом. Он предложил поменять местами праздничное приветствие этого дня и Пурима. В Пурим мы приветствуем своих друзей пожеланиями радостного праздника, а в Песах желаем кошерного. Но на самом деле все должно быть как раз наоборот. В Пурим нам стоит напоминать друг другу о том, чтобы соблюдать все заповеди этого праздника кошерным образом, не выходя за рамки приличия в своем веселье или питье.
«Однако в Песах, — говорил рабби, — нам не нужны отдельные напоминания о том, чтобы соблюсти все сопутствующие ему строгие законы. Это мы и так все знаем. Но что нам действительно стоит себе и друг другу напомнить, так это то, что нет ничего важнее радости, которая сделала бы Песах незабываемым и возвышенным».
Эта мысль предлагает нам совершенно уникальный взгляд на Песах, особенно в этом году.
Хотя мы вынуждены были столкнуться со многими отвлекающими и нервирующими нас факторами и постоянно в той или иной степени испытываем напряжение и беспокойство, ночь Седера должна быть радостной и счастливой. Причем сейчас это актуально больше, чем когда-либо. В ночь этого праздника нет места меланхолии.
Интересная структура Пасхального Седера ориентирована, в первую очередь, на детей. Они в полной мере заслуживают того, чтобы ощутить вкус радости и глубочайший восторг от этой особенной ночи. Талмуд описывает обычай раздавать детям сладости в течение вечера, чтобы у них сохранялась мотивация не проспать Седер. Так что постарайтесь приготовить для своих детей какие-то особенно приятные сюрпризы.
Натан Щаранский, будучи еврейским отказником, в молодости девять лет провел в советской тюрьме, и недавно он выпустил видео с 5 рекомендациями, основанными на личном опыте, о том, как пережить долгие дни заключения.
Первым делом он подчеркнул важность юмора. Как бы это ни было сложно, необходимо привносить во все происходящие с нами трудности определенную долю радости и задора, чтобы одержать над ними победу.
Седер этого года должен быть наполнен песнями, танцами, хорошим настроением и непременно здоровой долей юмора.
2. Почему мы преломляем мацу?
Почему на 4-ом этапе Седера, который называется Яхац, мы разламываем мацу почти пополам?
Выдающийся современный знаток Торы раввин Йосеф Дов-Бер а-Леви Соловейчик (1903-1993) отвечал на этот вопрос так.
Когда сыны Израиля были рабами в Египте, среди них были те, кто оказывался в более выгодной ситуации по сравнению с другими. Некоторые имели честь работать для более милосердных хозяев и благодаря этому жили в лучших условиях; разница между положением таких рабов и куда менее удачливых могла быть очень заметной, особенно это касалось еды. И те, кому посчастливилось иметь больше, разламывали свой хлеб и делили его с теми, у кого было меньше.
В ночь Седера мы подражаем путям наших предков и делаем то же самое. Мы учим, что делиться с другими, даже когда мы находимся в стесненных условиях — это акт истинной заботы и доброты.
Мы находимся в беспрецедентном временном периоде. Мир погрузился в кризис. В таких ситуациях нередко говорят, что нужно вести себя эгоистично. Наши природные инстинкты говорят нам, что нужно заботиться о себе и о членах своей семьи. Мы все видели кадры и сообщения людей, охваченные паникой, которые в стрессе теряют чувство меры и затариваются безумным количеством еды, туалетной бумаги и т.д.
В эти дни мы сталкиваемся с необходимостью быть людьми, способными проявлять хесед, любовь, доброту, заботу, поддерживать глубокое чувство солидарности друг с другом даже в суровых условиях. За прошедшие недели мы стали свидетелями бесконечного количества примеров героических поступков, одного за другим. И мы сами должны к этому стремиться. Этот момент и символизирует преломление мацы на 2 части в начале Седера.
3. Особенность праздника — скорость
Какую историю сыны Израиля рассказывали друг другу на самом первом Седере? Ведь на тот момент они все еще были в Египте и в статусе рабов. Они ели мацу и марор (горькую зелень), вкушали пасхальную жертву в виде ягненка. Но какую историю они могли рассказать? Ключевые события Исхода были еще впереди.
Большой цадик, ребе Менахем Нахум Тверский из Чернобыля (1730-1787), предполагал, что они рассказывали друг другу ту же историю, что и мы сейчас. Они пели о великих чудесах и избавлении. Но как такое было возможно?
Ответ, говорил ребе, заключается в том, что в тот момент евреи были полны надежды и веры и предвкушали избавление, обсуждая его еще до того, как оно произошло.1
Ребе говорит, что даже в самую темную ночь мы должны оставаться оптимистичными и полными веры. Даже после самой долгой ночи наконец появляется свет.
Кстати, вы замечали, изначально Песах — это праздник скорости. Мацу нужно испечь не дольше, чем за 18 минут. Потом на Седере быстро ее есть – пластинку не дольше 4 минут, а кроме того, успеть завершить весь Седер до галахической полуночи (обычно позже примерно на час общепринятой). Спешим, спешим, спешим…
Еврейский народ быстро покидал Египет. Тесто в их квашнях не успело подняться. Египтяне изо всех сил поторапливали евреев. Возможно, именно поэтому в трудах каббалистов маца упоминается как «хлеб веры».
Это был самый простой хлеб, который ели рабы, и вдруг внезапно он превратился в хлеб свободы. Тот самый, который был хлебом рабства, стал символом веры и освобождения от рабства.
В этом заключается важнейший урок: все в нашей жизни может мгновенно меняться — и порой настолько к лучшему, что становится неожиданностью.
Мы никогда не должны сдаваться. Нужно верить, что впереди нас ждет светлая полоса.
4. При чем тут яйцо?
У многих есть обычай начинать праздничную трапезу Седера, съедая вареное яйцо. Почему? Существует несколько ответов на этот вопрос, и все они разные.
Согласно одному из мнений, яйцо единственная пища, которая при нагревании не просто не размягчается, но совсем наоборот. Сварите яйцо — оно станет твердым, причем, чем дольше варить, тем тверже. Это символизирует еврейский народ: чем больше жара и давления направлено в нашу сторону, тем жестче и сильнее мы становимся.
Идея о стойкости — вот, что мы должны развивать в наши дни. Мы пережили одни из самых сложных штормов, которые поднимались в мире. Снова и снова на протяжении всей нашей истории мы углублялись, в себя и, что удивительно, благодаря этому обрели веру и убеждения, которые помогали пережить многочисленные бедствия не только без грустных последствий, но зачастую процветая в самых невероятных и сложных ситуациях. Еврейский народ может всему миру показать пример настоящей стойкости и выносливости.
В жизни каждого человека бывают подъемы и спуски. Во времена бедствий мы должны помнить, что уже преодолевали подобные эпизоды в прошлом, а, значит, переживем и это испытание. Хотя мы склонны загрустить, все же ни в коем случае не должны отчаиваться. Песах несет это послание как для отдельных личностей, так и для всего нашего народа в целом.
5. Без чего рабби Леви Ицхак не мог начать?
До начала Седера оставалось всего несколько часов, когда рабби Леви Ицхак из Бердичева передал срочное сообщение своим ученикам: «Я не начну Седер, пока у меня не будет 50 шелковых шарфов, десять фунтов турецкого табака и одна буханка хлеба!»
Его ученики были ошеломлены. «Ребе! — закричали они, — Где мы должны найти все это?»
Царские шарфы и табак были объявлены вне закона — контрабандистов среди своих не было — значит, и добыть их неоткуда! Да и что касается буханки хлеба: через несколько часов должен начаться Песах, все уже давно избавились от хамца, где в это время можно было отыскать буханку хлеба во всем Бердичеве?
Однако рабби Леви оставался непреклонен и отказывался начинать Седер, пока они не принесут ему незаконно добытые предметы и хлеб, о котором он упомянул.
Растерянные ученики бегали повсюду, обыскивая весь город. После долгих просьб и объяснений им наконец удалось заполучить шелковые шарфы и турецкий табак, с тем они и вернулись к своему рабби, чтобы показать ему свое рвение.
«Превосходно! — ответил раввин. — Но где же буханка хлеба?»
Со слезами на глазах ученики начали его умолять: «Пожалуйста, учитель наш, вы должны понять. Где же мы сможем найти хамец в Бердичеве всего за несколько часов до Песаха?»
Рабби Леви Ицхак поднял глаза к небу и заплакал.
«Дорогой Бог, тебе ли не знать, что царь этой страны запретил импорт шелковых шарфов. Любой пойманный с шарфом в руках будет приговорен к 25 годам в трудовом лагере. И, тем не менее, у жителей Бердичева есть как минимум 50 шарфов — вот они!
В наказание за продажу турецкого табака существует смертная казнь. Царь разместил вдоль границы сотни солдат, чтобы не произошел ввоз запрещенного товара. Однако в Бердичеве все еще можно найти хорошие запасы турецкого табака!
Но Всевышний, Ты не посылаешь за нарушителями Твоих законов полицию или инспекторов. Где Твои трудовые лагеря и суды? Где Твои штрафы? Более 3000 лет назад Ты приказал нам максимально тщательно очищать наши дома от хамца. И теперь во всем городе не осталось от него ни крошки! Кто подобен этому народу, о, Израиль!»
Сразу после этих слов рабби Леви Ицхак из Бердичева сел, чтобы начать свой пасхальный Седер.
Мы вполне можем представить себе, как и в канун этого Песаха рабби Леви Ицхак штурмует небеса, говоря Всевышнему: «Обрати взор на Своих возлюбленных. Увидь их тоску по Торе и стремление вознести к Тебе молитву. Тысячи и тысячи евреев по всему миру, хотя и находятся в самоизоляции дома, изучают Твои священные тексты друг с другом через Zoom, исследуют Тору на Facebook, молятся «вместе» в Whatsapp, празднуют бар- и бат-мицву онлайн, приглашая присоединиться сотни друзей и членов семьи, которые при помощи камеры наблюдают за происходящим».
Возможно, рабби Леви Ицхак направит внимание Бога на многих учителей, раввинов и специалистов в области психического здоровья, которые приносят утешение и дают советы многим, кто оказался в стрессе из-за происходящего. Или, как вариант, он напомнит Всевышнему о силе духа множества людей, которые будут проводить Седер в одиночестве, чтобы обеспечить безопасность своей семьи и друзей.
В том же духе мы морально объединяемся в пасхальную ночь и восклицаем: «Отец небесный, взгляни на Свой замечательный народ со Своих высот — и Ты увидишь их старания и преданность делу. А теперь давайте начнем праздничный Седер».
6. Молитва за все человечество
В Агаде есть отрывок, который часто упускают из виду. Он читается ближе к концу ночи Седера. Мы восклицаем: «Душа каждого живого существа благословит Имя Твое, Господь». Это молитва Нишмат Коль Хай. Почему она включена в Агаду?
Раввин Йосеф Соловейчик учил, что прямо перед тем, как заканчивать Седер, мы как бы меняем направление. На протяжении первой части Седера мы празднуем конец гнета от рабства, которое египтяне все усиливали. Однако, продвигаясь вперед, мы напоминаем себе, что и сейчас мир остро нуждается в избавлении.
Сыны Израиля молятся не только о своем личном спасении, но и о спасение всего человечества. Дойдя до молитвы Нишмат Коль Хай, ночь Седера поднимается до невероятных духовных высот, и мы взываем: «Уста каждого должны благодарить Тебя, язык — клясться Тебе в верности». Мы считаем важной не только судьбу еврейского народа, но и благополучие людей во всем мире.
Один из самых захватывающих ритуалов Седера — это когда открывают дверь для пророка Элияу, предвестника Машиаха. Этот момент ярко иллюстрирует вечную надежду евреев на то, что однажды все люди будут жить в мире, свободном от страданий и боли.
Хотя мы, евреи, живем обособленно от окружающих нас людей, бывают такие времена, когда мы признаем себя частью мирового сообщества и чувствуем единство со всем человечеством. Мы несем ответственность друг за друга и горячо молимся за благополучие всех творений Всевышнего.
В этом году мы будем читать отрывок Нишмат Коль Хай как призыв к исцелению и избавлению всего человечества.
7. Его любовь окружает нас
Что на самом деле означает слово Песах?
Чаще всего его связывают со словом «пасах», что переводится с иврита как «перепрыгнул» — речь идет об эпизоде, когда Бог чудесным образом «перепрыгнул» дома евреев во время последней египетской казни, смерти первенцев.
Однако великий комментатор Торы Раши2 предлагает другое объяснение: Песах означает любовь. И великий раввин Авраам Ицхак Кук (1865-1935), первый главный раввин Израиля (тогда еще Палестины), предпочитал именно это объяснение.
Последнюю ночь в Египте евреи проводили, сидя в своих домах, и в стихе, который это описывает, говорится, что Бог «пасах» (перепрыгнул) их дома. Но что по своей сути означает слово «Пасах»? Всевышний не «перепрыгнул» через евреев, игнорируя их, скорее, каждый из них почувствовал себя окруженным безграничной любовью Бога. Они ощущали Его заботливые объятия.
В этом заложен истинный смысл праздника, и во время Седера мы хотим внедрить его в свои души. Даже если человек в этом году проводит Песах в одиночестве или вдали от близких родственников и друзей, он должен знать, что вовсе не одинок: Бог крепко его обнимает.
Исход из Египта удался благодаря вере наших предков в Бога. Примерно 2 миллиона человек покинули некогда цветущий (до того, как на него обрушились казни) Египет и вошли в безлюдную и бесплодную пустыню, где не было ни еды, ни воды для такого множества людей. Это было возможно только благодаря вере в то, что Всевышний непрестанно заботится о нас них и пошлет пропитание.
В начале Агады упоминается необычное имя Бога: «а-Маком», что переводится как «Место» («Барух а-Маком, барух У»). Почему вдруг начинают использоваться другое имя?
Когда мы говорим о Всевышнем в Его проявлении как Маком, по словам Мидраша, мы подразумеваем, что весь наш мир — это часть Бога. В этот момент мы думаем о том, что Бог обнимает всех и никогда никого не покидает.
Тора наделяет этот праздник могущественным титулом: «Лейл Шимурим» — «Ночь наблюдения»3 — термин, который передает суть Песаха: Бог наблюдает за нами.
История исхода из Египта, описываемая в центральной части Седера, символизирует ту самую абсолютную и непоколебимую веру в Бога, которая есть основа духовности.
Сноски
Сефер Меор Эйнаим, Паршат Цав.
Шмот, 12:13.
Шмот, 12:42.