Определение
Симаним – определенные виды пищи, которые символизируют добро и изобилие.
Слово симан (мн. ч. – симаним) переводится с иврита как знак, признак.
Источник
Источник обычая есть симаним в Талмуде, в трактате Ѓораот (12а): «Поскольку есть у симаним реальное влияние, следует, чтобы человек ел в Рош ѓа-Шана тыкву, рубию (вид фасоли), карти (лук-порей), свеклу и финики». Все эти растения символизируют добро и изобилие: часть из них имеет сладкий вкус, а часть быстро растет.
Молитва
Сказано в Шульхан Арух (583,1), что когда человек будет есть тот или иной вид симаним, следует ему обратиться к Творцу с просьбой, связанной с этим видом.
Так, перед тем как съесть гранат, мы говорим: «Да будет воля Твоя, Отец наш Небесный, чтобы наши заслуги умножались и становились многочисленными, как зерна граната»; перед финиками (на иврите «тамар», слово, однокоренное слову «там» — заканчивать, уничтожать), мы говорим: «Да будет воля Твоя, Отец наш Небесный, чтобы были уничтожены все наши враги и ненавистники»; обмакнув сладкое яблоко в мед, мы говорим: «Да будет воля Твоя, Отец наш Небесный, чтобы новый год был для нас добрым и сладким».
Принято также есть голову живого существа (предпочтительно барана), и, когда ее едят, произносят: «Да будет воля Твоя, Отец наш Небесный, чтобы мы были головой, а не хвостом». Следует постараться, чтобы это была именно голова барана, поскольку тогда она будет напоминать также о том баране, которого Авраѓам принес в жертву вместо Ицхака.
Пишет ШЛА: произнося эти молитвы, следует человеку пробудиться к тшуве и говорить их с большой каваной (намерением).
Время
Симаним едят в вечернюю трапезу первого дня Рош ѓа-Шана, обычно в начале трапезы, сразу после благословения на вино и халы. Относительно вечерней трапезы второго дня Рош ѓа-Шана есть различные обычаи – есть те, которые едят симаним и на второй день, а есть те, которые не едят.
Порядок
Нет какой-то определенной последовательности, в которой едят симаним, однако следует помнить приоритет благословений. Так, если едят финики, их благословляют и едят первыми, поскольку они относятся к семи видам плодов, которыми славится Земля Израиля. Кроме того, благословение на фрукты должно предшествовать благословению на овощи, поэтому какой-либо вид фруктов следует съесть до овощей (на вареные овощи не нужно говорить благословение во время трапезы вообще).
Объяснение обычая симаним
Маѓараль в книге «Беэр ѓа-Гола» объясняет этот «обычай», опираясь на слова Рамбана, который пишет, что если Небесное постановление вынесено, оно может воплотиться в материальном мире, а может и не воплотиться, если поступки человека приведут к его отмене. Поэтому мы, надеясь на вынесение нам хороших приговоров, торопимся их воплотить здесь, в материальном мире, с помощью симаним, которые мы съедаем с соответствующими просьбами к Творцу. «Посредством симаним, – пишет Маѓараль, – мы делаем высшему постановлению какой-то признак (симан) и подобие тут, внизу, в нашем материальном мире, чтобы Небесное постановление вышло из потенциала в добрую реальность и было выполнено в любом случае».
Подарок нашим читателям
Мы подготовили для Вас красиво оформленные просьбы, которые говорят во время еды симаним.