Сфат Эмет пишет, что песня «Аазину» намекает на все поколения, начиная со создания мира и кончая последним избавлением. Эту идею мы уже прослеживаем в комментарии Рамбана, который пишет: «И вот эта песня – свидетель нам о всем, что произойдет с нами». Эта же идея проясняется и в словах наших мудрецов: «Велика эта песня, что в ней есть настоящее, в ней есть прошлое и в ней есть грядущее вплоть до Будущего Мира».
После всех событий, на которые намекает эта песня, Тора от имени Творца подводит следующий этог: «Узрите теперь, что Я, Я это, и нет другой силы при Мне. Я умерщвляю и оживляю, Я ранил и Я исцелю, и никто от руки Моей не спасется».
По словам Рамхаля в книге «Даат Твунот», из этих слов мы учим, что предназначение всего, что происходит в мире, – открыть в конечном счете единство Творца, т.е., «что Святой, благословен Он, один, единственен и един. Что нет для Него никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни под каким видом и ни с какой стороны… Нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире, нет никаких наместников или другой силы, как считали идолопоклонники. Более того, Он сам непосредственно управляет всеми созданными, всё происходящее в мире происходит по воле Его, и руками Его, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения».
И это то, что ответил ангел Якову на просьбу открыть его имя (Берешит 32, 30): «Для чего ты спрашиваешь имя мое?» Объясняет Рамбан, что ангел имел в виду следующее: «Для тебя нет никакой пользы в знании моего имени, поскольку сила и возможность только в руках Г-спода; если воззовешь ты ко мне, не отвечу тебе, и из беды не выручу тебя».
И вот эта песня – свидетель нам о всем, что произойдет с нами
Этот принцип поможет нам понять слова Рамбама в «Законах идолопоклонства» (1:1): «В дни Эноша люди впали в грубое заблуждение… Вот в чем состояло их заблуждение. Поскольку Б-г, рассуждали они, сотворил эти звезды и (небесные) сферы, дабы править миром, поместил их в выси и почтил их, и поскольку они — слуги, (прислуживающие) перед Ним, то они достойны восхваления и прославления, и им должно воздавать честь. И такова воля Бога, да будет Он благословен, чтобы люди превозносили и почитали тех, кто превозносит и почитает Его, так же, как царь желает, чтобы проявляли почтение к прислужникам, стоящим перед ним, и тем самым честь воздается самому царю. Когда эта мысль пришла им на ум, они начали возводить храмы звездам, приносить им жертвы, прославлять и восхвалять их в речах и простираться перед ними, чтобы, согласно их извращенным понятиям, снискать милость Творца. Такова была основа идолопоклонства, и так говорили идолопоклонники, которые знали эту основу».
На первый взгляд, непонятно, в чем заключалась их ошибка, ведь, казалось бы, их суждения верны – необходимо прославлять слуг Царя.
Ответ на этот вопрос: поскольку Г-сподь дает силу этим «слугам» постоянно и всё их действие – только по Его воли, не подобает, что человек оставил поклонение Творцу и начал покланяться слугам. Это можно уподобить человеку, который во время встречи с великим царем начал оказывать знаки уважения его подданным и покланяться им, такие знаки уважения не только не выразят почет царю, но и будут для него великим пренебрежением.
Об этом намекает Сам Творец словами (Шмот, 20, 3): «Да не будут у тебя других богов на лице Моем». Слова «на лице Моем» обозначают следующее: это непочет к Царю, когда покланяются Его слугам в Его присутствии, а, поскольку присутствие Творца постоянное, такое поклонение будет постоянно выражать пренебрежении по отношению к Нему.