«А Йеуду послал перед ним» (46:48).
Берешит (46:48)
«Голод» – это такое страшное слово! А семь лет голода – ужасный страх смерти! Братья Йосефа отправились купить еду и оказалось, что их брат – заместитель царя, а в руках у него находятся ключи от всех съестных припасов. Йосеф рассказал о них фараону, и тот проявил благосклонность – пригласил их к себе как царских гостей, подарил им землю Гошен.
Впереди еще пять лет голода, а они обеспечены пищей в изобилии. Какое счастье и богатство! Фараон даже выслал царские телеги, чтобы помочь им переселиться и добраться до места: «А ты прикажи, вот что сделайте, возьмите себе из страны Египта телеги», – сказал фараон. «И дал им Йосеф телеги по слову фараона». Но в итоге написано, что Яаков увидел телеги, которые послал Йосеф. Йосеф? Ведь это фараон их послал! Так и есть, – говорят мудрецы, – но Йеуда увидел, что на телегах фараона высечены египетские идолы, и сжег их (Берешит Раба, 94).
Что это за «святая дерзость»? Ведь это был подарок фараона, особый знак уважения. А фараон был деспотичным властителем – убивал и заточал в тюрьму только по одному своему слову. Если уж и высечены идолы на его телегах, то даже для того, чтобы просто отказаться принять их уже требует проявления мужества. Но сжечь их можно лишь обладая храбростью Йеуды, царя Израиля.
А что делать, если фараон услышит и рассердится? Он даже не накажет, только запретит приезжать в Египет и покупать продовольствие. Что тогда делать в оставшиеся пять лет голода?
Но Йеуда не делает расчетов. Он сжигает идолов, оказавшихся у него в руках. «А Йеуду он послал перед собой» – он был послан в Египет прежде всех, чтобы подготовить путь. Ведь в этом и состояла его задача: гордо стоять на своих принципах!
Уже о начале встречи говорится: «И подошел к нему Йеуда, и сказал: позволь, господин мой… да не возгорится гнев твой на раба твоего». Отсюда можно понять, что Йосеф говорил с ним жестко.
Странное зрелище: с одной стороны стоит заместитель правителя Египта – большой империи древнего мира. Он обладает великой властью, имеющей особое значение во время голода, случившегося в других странах. С другой стороны – Йеуда, на первый взгляд, обычный пастух из страны, ослабленной голодом, зависящий от милости правителя.
В Мидраше говорится: «Ибо вот цари собрались» – это Йеуда и Йосеф; «прошли (авру) вместе» – каждый исполнился гневом (эвра) на другого; «как увидели они – оцепенели, испугались, поспешно сбежали» – это их братья; «дрожь охватила их» – сказали: «Если уж цари судятся друг против друга, нам-то что делать? Приличествует царю спорить с другим царем» (Берешит
Раба, 93:2).
Йосеф действительно был царем, жил во дворце, окруженный прислугой. Но Йеуда – царь?! Над кем же он царствовал? В лучшем случае ему подчинялись его братья. Разве такого человека можно назвать царем? Ответ таков: царственность – это проявление выдающихся качеств личности – великодушия и внутренной силы. Царь Шломо, даже отправленный в изгнание, «царствовал над своим посохом» (Санедрин, 20б), пока не вернулся к власти. Как сказано об этом: «Кто такие цари? – мудрецы» (Гитин, 62а). Благодаря своим личным качествам, они царствуют над самими собой! Когда Йосеф увидел Йеуду и услышал его речь, он понял, что перед ним стоит царь.
И если таковы качества еврейских вождей, пастырей Израиля в каждом поколении, значит, в этом сила самого иудаизма. Источник его силы не зависит от броских регалий и власти, а его слова слышны не благодаря таланту убеждения. Его сила – в его истинности, а могущество – в его вечности. Его царство не нуждается в укреплении и признании. Иудаизм пережил всех своих врагов и недоброжелателей, и все они канули в Лету, погрузились в бездну забвения. Но история “посмеялась” над врагами евреев и они удостоились вечной памяти благодаря именно евреям, которых они преследовали, и тому плачевному положению, в котором они в конце концов оказались. Не будь евреев, кто вспомнил бы сегодня о фараоне и Сисре, о Невухаднецаре и Амане? Всех их унес ветер, а иудаизм остается и живет вечно.