Ахашверош (אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ) – персидский царь, упоминаемый в свитке Эстер. Ахашверош является одним из главных персонажей этого свитка.
Значение имя Ахашверош
В Талмуде приводится несколько мнений о происхождении имени Ахашвероша. Согласно одной из версий, его имя происходит от ивритского слова «שָׁחוֹר» (шахор), что означает «тьма». Согласно другой версии, царь был назван так из-за того, что каждый, кто вспоминает о нём, издает возглас «ой» (ах) в своей голове. Еще одна версия утверждает, что имя Ахашверош происходит от ивритского слова «רָשׁ» (раш), что означает «бедный» или «нищий».
Жизнь и правление Ахашвероша
Ахашверош правил в Персидской империи с 485 по 465 год до нашей эры.
Согласно Талмуду, он не был потомком царской династии, и ему не было суждено стать правителем. Однако, он дал взятку, которая, сделала его царём.
Ахашверош был склонен к ревности, капризам и непредсказуемым действиям. Он был известен своими вечеринками, которые продолжались долгое время и были наполнены пьянством и беспорядками.
В Талмуде упоминается, что Ахашверош был одним из немногих царей в истории, которые правили над всем миром. Его власть распространялась на большую часть тогдашнего известного мира, включая Персию, Мидию, Месопотамию, Египет и даже Индию. Его государственный аппарат был огромным, и он управлял множеством народов и культур, что требовало от него большой мудрости и энергии.
В книге Эзры (4, 6) упоминается, что во время царствования Ахашвероша была приостановлена реконструкция Храма в Иерусалиме. Эта реконструкция началась ещё при царе Кире (כֹּרֶשׁ), который был предшественником Ахашвероша, но была остановлена во время правления Ахашвероша. Прекращение реконструкции Храма было связано с противодействием, которое возникло со стороны соседних народов, не желавших укрепления Иудеи и её верховенства в регионе. Эти народы начали давить на Ахашвероша и обвинять евреев в непокорности, поэтому царь вынужден был прекратить работы по реконструкции Храма. Это событие было значимым для еврейского народа, так как реконструкция Храма была не только религиозной мерой, но и символом возрождения иудейского народа после поражения их войсками Вавилона и разрушения первого Храма. Остановка работ нанесла удар по моральному состоянию народа и увеличила чувство отчаяния и разочарования. Тем не менее, благодаря усилиям еврейского лидера Зрубовеля и пророка Хагая, работы по реконструкции Храма были возобновлены и завершены через несколько лет после прекращения. Это стало важным событием в истории еврейского народа и возвращения его на родину.
История Ахашвероша
История Ахашвероша описывается в книге Эстер.
В начале своего правления Ахашверош устроил большой пир для своих приближенных, на котором было представлено множество различных угощений и напитков. В ходе пира Ахашверош приказал привести свою жену, царицу Вашти, чтобы она показала свою красоту гостям. Однако царица отказалась явиться, и за это она была лишена своего царского статуса.
После этого Ахашверош начал искать новую жену и выбрал еврейскую девушку по имени Эстер. Она была приемной дочерью своего кузена Мордехая, который находился на службе у царя. Эстер стала царицей, и Ахашверош положил перед ней важную миссию — спасти евреев от плана злодея Амана, который хотел уничтожить еврейский народ.
Аман был первым министром при Ахашвероше и ненавидел евреев. Он предложил Ахашверошу уничтожить евреев, и царь согласился на это. Однако Эстер, благодаря своей хитрости и мудрости, убедила Ахашвероша отказаться от этой идеи, и Аман был казнён вместо еврейского народа.
Таким образом, благодаря уму и храбрости Эстер, еврейский народ был спасён от грозящей ему опасности. Ахашверош же остался в истории как правитель, который стал известен благодаря своей жестокости и деспотизму, но также благодаря тому, что позволил Эстер спасти еврейский народ.
Был ли Ахашверош злодеем?
Из сказанного в свитке Эстер неясно, был ли Ахашверош злодеем или просто человеком со слабой волей, которым управлял Аман, предлагая ему истребить еврейский народ. Тем не менее, в Талмуде утверждается, что он был грешным царём с самого начала и до конца своего правления. Из этих слов следует, что даже когда Ахашверош дал возможность евреям защищаться и казнил Амана и его сыновей и также передал его дворец Мордехаю, он не был добродетельным правителем и не действовал из благих побуждений.
Несколько интересных фактов про Ахашвероша
В честь Ахашвероша назван кратер на Луне, который был открыт в 1976 году. Кратер имеет диаметр около 117 км и находится на южном полюсе Луны.
Ахашверош упоминается не только в книге Эстер, но и в других источниках, таких как «Истории» Геродота и «Анабасис» Ксенофонта. Геродот описывает Ахашвероша как царя, который стремился к мировому господству, а Ксенофонт упоминает его в качестве царя, который попытался завоевать Грецию.
В разное время истории имя Ахашвероша было использовано в политических играх. Например, в XIX веке российский император Николай I называл себя «Ахашверошем» в связи с угнетением еврейского народа.
Ахашверош и археология
Одной из наиболее важных археологических находок, связанных с Ахашверошем, является Палаццо Сюса. Расположенный на юге Ирана, этот дворец был одним из главных мест проживания Ахашвероша, и в настоящее время является объектом археологических исследований.
Палаццо Сюса был обнаружен в 1897 году, и в настоящее время занимает большую площадь, где найдены различные архитектурные и художественные произведения. Среди наиболее интересных находок находится надпись на стене дворца, где упоминается имя Ахашвероша. Эта надпись является доказательством существования этого царя и помогла уточнить его реальную историю.
Другой важной находкой, связанной с Ахашверошем, является сокровище Персеполиса. Обнаруженное в 1933 году, это сокровище состояло из различных золотых и серебряных предметов, а также множества других драгоценностей. Среди предметов были украшения, кубки и другие предметы, которые, судя по всему, принадлежали Ахашверошу и его семье.