«И обучайте им детей ваших, чтобы говорить о них»
Дварим (11:19)
Вышеупомянутый стих имеет в виду: следует обучать детей словам Торы таким образом, чтобы они сами по себе беседовали о них.
Есть известная пословица: «Ребенок говорит на улице то, что слышит дома». Это похоже на молодое дерево. Пока это еще свежий саженец, его можно выпрямить. Но когда он вырастет и затвердеет, если попробовать выпрямить его – он сломается. Об этом сказал царь Давид: «Дети наши, как выросшие саженцы в молодости» (Теилим, 144:12).
Мальбим объяснил, что нежные деревца еще можно исправить, и тогда они вырастут на славу: «Воспитывай отрока согласно пути его, тогда и состарившись, он не отойдет от него».
Нам стоит поразмышлять над этим примером с нежными посадками. Дерево проявляет склонность к тому, чтобы расти криво, а его ствол стараются выпрямить. Что для этого делают? Прикрепляют его к ровному шесту. Насколько он должен быть широким? Что за вопрос! Толщина шеста зависит от толщины дерева и его силы роста. Для вьюнка хватит и нитки, для молодого побега будет достаточно тростинки, а для большого ствола потребуется прочный шест.
К чему всё это сказано? Шест для выравнивания – это воспитание, которое дается ребенку.
Как его нужно воспитывать? В былые дни, когда народ следовал верному пути, и община сплачивалась вокруг синагоги и бейт-мидраша, атмосфера была наполнена святостью и чистотой. Было достаточно заповеди: «И обучите им своих детей» – чтобы отец передавал это наследие сыну.
Но сегодня, когда в обществе возникла атмосфера вседозволенности, когда средства массовой информации оскверняют разум и сердце, то если мы хотим вырастить красивый цветок, славное дерево, чтобы оно не стало кривым и испорченным, необходимо воспитывать детей честными, добродетельными и поощрять правильное поведение, уважение к родителям и к традиции. Нужны гораздо более прочные корни!
Сейчас больше, чем когда-либо раньше, находясь у порога избавления, мы подвергаемся испытаниям.
Приводят высказывание раби из Пшисхи: перед тем, как ударяют в гонг для начала кулачного боя, тренер подходит к борцу, неопытному и испуганному, и шепчет ему на ухо: «Помни и не забывай: ты будешь бить и получить удары, но главное то, кто нанесет последний и решающий удар!» (Нифлаот Хадашот)
Раби Йеуда Цадка обычно цитировал это, произнося слова первой фразы из нашей главы: «И будет вследствие того, что послушаетесь». Слово «вследствие» (экев) указывает на пятки (акеваим), на самую нижнюю часть тела.
Мудрецы говорили, что «и будет» – это выражение радости. Сказал Моше Рабейну народу Израиля: дети мои возлюбленные, перед вами долгий путь, более трех тысяч лет. Наступят дни судей и царей, первого и второго храма. Будут времена мудрецов Мишны и Талмуда, гаонов, ранних и поздних учителей. Все эти дни, несмотря на гонения и жестокие постановления, преследования и погромы, народ остался привержен своей вере, соблюдал Тору и заповеди – самоотверженно принося себя в жертву. Счастлив народ, у которого такое, счастлив народ, у которого есть Всесильный Б -г.
Так проходила одна эпоха за другой, и шаги Машиаха уже слышны. Все признаки, перечисленные мудрецами для времени перед приходом Машиаха, уже появляются у нас на глазах. И именно в этот важный и решающий период соблюдение заповедей у части народа прекратилось! Как мы взглянем в лицо Машиаху, когда он придет спасать нас? Об этом сказал Моше Рабейну: «И будет…» Выражение это означает радость. Она наступит «вследствие того, что послушаетесь» – если будете слушаться и соблюдать заповеди и во время конца, в завершение дней, то есть в наше время!