Каждое хорошее дело требует ограничения и сдерживания
«И вот, очень хорошо» (Берешит, 1:31)
В конце каждого акта творения было сказано: «И увидел Б-г, что хорошо». А по окончании всего сказано: «И увидел Б-г все, что сделал, и вот, очень хорошо». Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Мидраш отвечает на это, и его ответ удивляет, кричит. Но когда вдумаемся в него, — открывается новый свет, новый взгляд на весь наш образ жизни!
Вот слова мидраша: «»хорошо» – это благо, а «очень хорошо» – это страдания. «Хорошо» – это Ган Эден, а «очень хорошо» – это Геином. «Хорошо» – это ангел жизни, а «очень хорошо» – это ангел смерти».
Какая идея спрятана здесь?
Приведем слова Рамбама, благословенна память праведника, (Море невухим, 3:13) на этот пасук: «И вот, очень хорошо», что обновляется всякая вещь в соответствии с предназначением, и не выходит за пределы установленных рамок. И это: «очень». Согласно тому, что возможно что-то «хорошо» и соответствует нашей цели в свое время, а потом отклонится от нее. Поэтому сказано, что всякое творение сделано по желанию Благословенного, и не выйдет за пределы никогда.
Когда вдумаемся в это, поймем проклятие нашего времени, проклятие времени изобилия. Есть в нем безграничное изобилие, «хорошо» полной горстью, без «очень», без ограничения и мысли!
Символ времени – это разрушительная атомная бомба. Атом – строительное вещество. Пока он в рамках и ограничении, он очень хорош. Но человек нашел путь разрушить рамки, и тогда даже мизерная его часть превращается в разрушительное вещество.
Символ времени – раковая болезнь, упаси Б-г. Клетки вещества в теле, пока они в рамках – строительное вещество для тела. Но когда рамки прорваны, это «хорошо» без «очень» и это начало конца, не дай Бог.
Чудесно творение сотворил Творец, но при условии, что будет ставить себе границы. Человек, являющийся «малым миром», обязан ограничивать свои желания. Но откуда он будет знать правильную меру, где граница? Для этого дал нам Творец благословенный святую Тору и 613 заповедей. Чтобы направить и наставить нас. С ее помощью мы знаем, сколько нужно радоваться, как радоваться и от чего радоваться – с ее помощью мы достигнем счастья, личного совершенства и всего хорошего. Катастрофа нашего поколения – разнузданность во всех областях. Под флагом «свободы слова», принципа положительного самого по себе, позволяют себе оскорбления и сквернословие. Под прикрытием принципа «свободы деятельности» благословенного принципа, наводняют землю мясом падали и трефы, насекомых и пресмыкающихся. Прорывают ограды нашей святой субботы, стирают всякий еврейский характер Святой земли. Передача в частные руки средств массовой информации – положительное явление. Но оно приводит к потопу грязи, наводняет десятки тысяч домов картинами насилия и разврата, растлевают детей с малолетнего возраста, превращается в проклятие! Примеров не счесть. Это называется «вседозволенностью». От имени вседозволенности они разрешают львов и тигров, раскрывают настежь их клетки: освобождают темное злое начало, возбуждают страсти, оскверняют святыни, растлевают человека и мир!
У рабейну Бен Иш Хай есть на это пример.
Одна деревенская жительница выращивала кур. Использовала их яйца и мясо. Но если позволить курам разгуливать свободно, они все перевернут, разобьют посуду, нанесут ущерб. Поэтому они заперты в курятнике, и их кормят там. Так они приносят пользу, а не вред. То же в нашем поколении — отпускают вожжи со всех страстей. Не кур приводят домой, а птичий помет. Страдания, смерть и Геином приводят к самоанализу, к самоторможению, конструктивной критике и установлению границ. Короче: приводят к установлению границ, удержанию вожжей, чтобы не быть, как машина без тормозов, которая, в конце концов – халила – разбивается!!!