«Вот заповеди, которые человек будет выполнять и жить ими» — жить, а не умирать (Йома, 85а).
Связь Высших и Низших миров
Отсюда мудрецы учат, что угроза для жизни «отодвигает» остальные заповеди. Если человеку угрожает смертельная опасность, он может нарушить почти все заповеди, чтобы спастись.
Высшие миры напрямую связаны с нашим, низшим миром. Любое действие в материальном мире запускает духовные механизмы. Потому что мы живем в мире действия, там, где поступки решают все. Остальные миры с замиранием наблюдают за происходящим здесь, за каждым решением, принятым нами, за дорогами, которые мы выбираем.
Значит, тело — важно. Именно оно является нашим пультом управления Вселенной. Если тело погибнет — какая-то часть мироздания как будто бы осиротеет.
Даже во время молитвы, совершенно духовного процесса, мы делаем все, чтобы задействовать тело. Рот произносит слова. Существует обычай раскачиваться во время молитвы. Приподниматься на носках во время произнесения Кдуши. Ты находишься в мире ангелов! Молчи! Замри! Не смей шевелиться!
Значит, тело имеет право на участие. Заслуживает уважения и защиты. Тело нужно беречь, потому что без него нас окружат холодные, неуправляемые миры, пройти которые можно будет только на автопилоте.
Телу, такому материальному, нужно руководство. Желательно на его же уровне — действия. Это мы учим из запрета носить смесь шерсти и льна, шаатнез. Эта заповедь, кроме удивительных глубин, раскрывает нам простую мысль — одежда меняет. Тора обращает наше внимание на то, что мы носим.
Одежда не должна противоречить гармонии мироздания, а шерсть и лен являются противоположностями. Одежда должна быть скромной и не нести в себе заряда «смотрите на меня!». Одежда должна использоваться для выполнения заповеди цицит, женщина покрывает волосы, священники носили особые облачения и т.д.
Почему Тора уделяет столько времени одежде?
Потому что у любой материальной функции есть параллельная духовная. Если одежда призвана оберегать нас от жары, холода и дождя, то и в духовном плане она несет охранную функцию. Напоминает человеку, кто он. Формирует сознание. Поддерживает верность идеалам, когда остальные бастионы приверженности идеалам сокрушены.
То, что мы носим, помогает нам воспринимать себя в желанном ключе. Не чувствовать себя одним образом на улице, дома, в синагоге, ресторане и аэропорту. Одежда напоминает нам: «Обстоятельства меняются, но ты не должен зависеть от обстоятельств!» Когда президент банка падает в лужу, единственное, что выдает в этом намокшем и грязном человеке его положение — одежда. Единственное, что может выделить, отличить еврея на полной животных желаний, затягивающей улице — это одежда. Ведь мы живем в мире действия. И должны напоминать себе, что принадлежим другому миру. Действием.
Первые люди надели кожаные вещи — слова «кожа» и «свет» отличаются одной буквой. Правильная одежда — это свет. Свет, указывающий путь. Свет, руководящий нашим телом.
Еврей начинается с одежды. В Египте евреи отказались от многого — но не от еврейской одежды. Мы не можем быть похожими на другие народы. Потому что если мы будем похожи на них внешне, мы в конце концов станем похожи на них внутренне.