Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Абсурд: антисемитская выставка в Еврейском Музее Берлина

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Взгляд на скандальную выставку в Еврейском музее столицы Германии, которую вы можете посетить ещё в течении 4 недель, до 8 июня 2019 г.

Автор: Юлия Бернштайн, профессор социологии Франкфуртского Университета Прикладных Наук

К чему эта статья

Я довольно долго раздумывала, надо ли писать эту статью. Ведь о некоторых вещах далеко не всегда благоразумно говорить открыто. Иногда больше толку, если обсудишь ошибки в более узком кругу, тогда еще бывает шанс что-то исправить. Но в этом конкретном случае, я поняла, молчать нельзя. Надо четко и открыто сказать, что Еврейский музей города Берлина допустил большую ошибку, и всего несколько лет назад такое было бы совершенно невозможно даже представить. Теперь же имеет место факт, которым нельзя пренебречь.

Итак, что же происходит в Еврейском Музее Берлина, расположенном на улице Линденштрассе в районе Кройцберг (открыт 9 сентября 2001 г., находится в ведении государства)?

Широко разрекламированная выставка «Добро пожаловать в Иерусалим» открылась здесь еще в декабре 2017 года. С тех пор уже полтора года этот музей находится под огнем непрекращающейся критики, однако это ничего не меняет. Выставка расценивается как односторонняя, пропалестинская и даже антиизраильская.

И дело не только в этой выставке. Еврейский музей и его директор Петер Шефер, который занимает эту должность с 2014 года, постоянно подвергаются  критике по многим поводам: то в связи с приглашением в музей референтов с антиизраильскими взглядами или поддерживающими течение BDS (бойкотирующих израильские продукты и зачастую все, что связано с Израилем), то из-за недостаточного дистанцирования от тех, кто не признаёт Государство Израиль либо отрицает факт существования исламского антисемитизма, то речь идет об участии в конференции Living with Islamophobia и ее односторонней направленности, кроме того, игнорирования там еврейской темы. И не в последнюю очередь в связи с приглашением в Еврейский музей атташе по культуре Посольства Ирана, государства, которое открыто заявляет о необходимости уничтожить Израиль и культивируют ненависть к евреям у своих граждан.

Занимаясь вопросами антисемитизма в Германии, я с большим удивлением наблюдала за развитием дискуссии о ситуации, сложившейся вокруг Еврейского музея немецкой столицы. Собственно говоря, его миссия должна состоять в том, что прежде всего он должен бы как минимум указывать на недопустимость такого явления, как антисемитизм, и уж тем более не отрицать его существование или преуменьшать его опасность.

В рамках программы одного семинара я оказалась на экскурсии под названием «Исторический Иерусалим», которую как раз проводили по вышеупомянутой выставке. Стало более чем очевидно, что тема представлена музеем настолько одностороннее, что в ней практически отсутствует еврейская перспектива.

Плакаты с мечетью Омара

Приведу несколько примеров.

Начинается с того, что в глаза бросается плакат с золотым куполом Мечети халифа Омара (еще называемой «Купол Скалы») в Иерусалиме, обернутым в палестинскую куфию (арафатка) вместе с автоматом Калашникова. На другом плакате тот же купол раздавлен гигантскими черными тисками с изображённой на них Звездой Давида. На третьем – несчастный «палестинец», согнувшийся под непосильной тяжестью выпавших ему на долю испытаний, несет на спине свою духовную святыню в образе Купола Омара. И гид поясняет, что так изображён «вечный мусульманин» (а мы понимаем, что это по аналогии с вечным жидом).

Все это плакаты 70-х и 80-х годов принадлежат ООП — гид называет её не террористической организацией, как это и есть, а только «левым палестинским движением ООП».  Неприкрытый антиеврейский характер плакатов и Звезда Давида, представленная как символ дискриминации палестинцев, не комментируются.

О проявлении антисемитизма в Германии, маскирующегося под критику государства Израиль, тоже не говорится ни слова.

Даже в любом другом музее такие особенности экспозиции, безусловно, имели бы катастрофические последствия, но в Еврейском музее столицы Германии они приобретают поистине зловещий оттенок.

Хочу подчеркнуть, мы говорим о втором по посещаемости музее Берлина! И, когда школьники видят здесь такие агитационные плакаты, причём без всяких разъяснений, что им помешает воспринять и идеологические посылы этих плакатов, заложенные их авторами? И если в группе школьников присутствует еврейский ребенок с магендавидом на шее, то нетрудно себе представить, что этот символ другие дети вполне могут ассоциативно связать с предполагаемым разрушением купола Мечети Омара или с угнетением палестинцев израильтянами, что, в свою очередь, вполне может послужить основанием для — не дай Бог! — травли этого ребенка одноклассниками и не только ими.  На сегодняшний день это поистине было бы фатально, учитывая, что в Германии вот уже несколько лет все больше и больше евреев опасается открыто носить на улице еврейскую символику.

А где, собственно, дом евреев?

Или возьмём другую тему — что рассказывает музейная экспозиция об истории Иерусалима? Во-первых, отсутствует информация о том, что Иерусалим — одна из главных составляющих еврейской культуры и религии, сотни раз упомянутая в Танахе (для сравнения: арабское название Иерусалима Эль Куд ни разу не упомянуто в Коране). И ни слова о том, что в такие великие еврейские праздники, как Песах и Йом Кипур как мольба звучит заветное еврейское пожелание: «В будущем году — в Иерусалиме!» Немыслимый парадокс: в Еврейском музее Берлина испытываешь чувство, что на всей планете Земля нет ни одного места, которым евреи могли бы владеть на законном основании.

После всего, что видишь в экспозиции о разрушении Храма, понятие о родине евреев там определяется невнятным словосочетанием «портативная родина». Евреи возят с собой по всему миру свиток Торы, и в диаспоре он становится их «переносной» родиной – по крайней мере, так по логике авторов этой экспозиции.

Идея возвращения в Израиль, в Иерусалим, и мечта о Третьем Храме замалчиваются, а когда вы оказываетесь в зале, где рассказывается о том, что в какой-то момент евреи решают создать еврейское государство, это уже воспринимается как агрессия, немотивированное вторжение, чтобы нарушить гармонию Ближнего Востока. Не случайно тему возникновения Израиля на выставке сопровождает кроваво-красный цвет (см. фото).

https://jfda.de/blog/2018/05/08/israel-am-pranger/

Нацист в позитивном свете

Муфтий Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни, лидер арабских националистов в Палестине, сотрудничавший с национал-социалистами Германии и лично с Гитлером и поддерживающий «окончательное решение еврейского вопроса» (под эвфемизмом «окончательное решение» подразумевалось массовое уничтожение еврейского населения Европы), упоминается в экспозиции не в этой связи, а совсем в других контекстах и исключительно позитивно. Не упоминается здесь и то, что его фотография, где он вместе с Гитлером, стояла на столе у фюрера, как не упоминается и его позорное бегство в конце Второй мировой войны.

Израиль — единственное убежище от антисемитизма после Катастрофы

Значение  Иерусалима и Израиля для евреев всего мира  как единственной страны, которая предоставляла и предоставляет им убежищем от мирового антисемитизма, естественно, замалчивается.

А как изображены выжившие в Катастрофе евреи, репатриирующиеся в 1948 году в Израиль?

Женщины в леопардовых шубах и мужчины в дорогих костюмах, а рядом изображения голодающих палестинских детей в ужасных условиях их существования…

Источник: https://jfda.de/blog/2018/05/08/israel-am-pranger/

А чего стоит инсталляция экспоната о палестинской родине, выполненная из мыла, которая довольно прозрачно проводит совершенно неуместную параллель между еврейскими узниками концентрационных лагерей, позорно называемых «мылом», и сегодняшними условиями жизни палестинцев с намеком, что они живут, как в гетто или концлагерях?..

инсталляция экспоната о палестинской родине, выполненная из мыла

Как представлен современный Израиль?

Ни слова о многочисленных терактах, давно ставших частью повседневной жизни Иерусалима. Нет объяснений, почему евреи были вынуждены возвести стену между Израилем и так называемой Палестиной. Вместо этого масштабное, во всю стену зала, фотоизображение многочисленных ног палестинцев за колючей проволокой, каждодневно вынужденных стоять в длинных очередях на блокпостах.

А как представлено население Израиля? Во всю стену зала фотография демонстрации антисионистской, сотрудничающей с террористами организации Нетурей Карта с транспарантами «Иудаизм против сионизма» и «Палестина палестинцам!»

На двух других стенах фотографии ещё двух маргинальных для израильской действительности групп, как и Нетурей Карта, никак не отображающих жизнь большинства населения израильского общества. Вот реформистки в кипах и с тфилин на лбу — и тут же видеосюжет жертвоприношения быка группой Нееманей хар а-баит.

А ведь реальная история Иерусалима может так много рассказать о его жителях, о сосуществовании евреев и палестинцев, о многих положительных аспектах совместной жизни в этом городе, о позитивном опыте состоявшихся проектов, в которых палестинцы и евреи успешно сотрудничают друг с другом вместо того, чтобы враждовать… Но такие вещи здесь, поверьте, даже не подразумеваются.

Побывайте в Еврейском музее Берлина. Хотя бы для того, чтобы раз и навсегда расстаться с иллюзиями – пришло время.

Рейхстаг в виде мечети Омара
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому