«И он обыскал: со старшего начал и младшим кончил; и нашелся кубок в суме Биньямина» (Микец, 44:12).
Рассказывал рав Ицхак Зильберштейн. Раби Авраам Яаков Пам, благословенна память праведника, глава ешивы «Тора вэ даат» в Америке, был приглашен для того, чтобы провести церемонию еврейской свадьбы (кидушин). Перед хупой расплакался жених, его сильные рыдания просто разрывали сердце. Отозвал его глава ешивы в сторонку и осторожно спросил, о чем он так ужасно плачет.
Рассказал ему жених следующую историю. Когда ему было четырнадцать лет, он учился в школе и однажды украл у мальчика игрушку. Мальчик пожаловался учителю, и учитель решил закрыть класс и провести обыск. Увидев, что скоро дойдет очередь до него, он незаметно переложил игрушку другому мальчику. Через несколько минут учитель нашел игрушку и объявил невинного мальчика вором. Он пристыдил его, и позвонил родителям и сказал им, что их сын вор.
Родители были очень разгневаны, кричали на сына. И мальчик в ответ кричал, что он не крал, но родители не слушали его. Мальчика очень строго наказали, и учитель, и родители. И тяжелые последствия не замедлили сказаться. Тот бедный мальчик свернул с пути Торы и оставил религиозную школу.
«Сегодня, – закончил жених своей рассказ, – когда я собираюсь основать дом с кошерной еврейской девушкой, он женится на нееврейке. И во всем виноват я».
Об этом плакал жених в день своей свадьбы. Ответил ему глава ешивы: «Понятно, что ты своровал и совершил серьезный проступок, но не ты главная причина его падения. Основная вина ложится на его учителя и родителей, которые подозревали его и не хотели слушать правдивые слова, что он не крал»…
Мой дед рассказывал историю, случившуюся в городе, где он родился: один еврей, собиравшийся выдать замуж дочь, держал все накопленные деньги на приданое в кармане своего пальто. Он пришел в синагогу, снял пальто и повесил его на вешалку. Он совершенно забыл, что все деньги находятся в пальто…
После молитвы, когда он вышел из синагоги, увидел, что денег нет. Он тут же потерял сознание.
Речь шла о больших деньгах, что-то вроде пятидесяти тысяч долларов!
Поднялся шум, на него плеснули водой, вызвали скорую помощь, и привели в сознание.
Рав синагоги, услышав об ужасной краже, вынес постановление, что все должны прийти в синагогу в восемь вечера.
Это было волнующее собрание, как в ночь молитвы Коль нидрей в Йом Кипур. Открыли шкаф со свитками Торы. Рав поднялся на возвышение, протрубил в шофар и провозгласил: на основании мнения Вездесущего, благословен Он, на основании мнения святой Торы, и на основании мнения всего еврейского народа, вот, я проклинаю вора сильным проклятием, что он не доживет до конца года, если не вернет деньги их владельцу.
И как сделали это? Сделали отверстие в стене за синагогой и повесили закрытый ящик. Туда, когда никто не видит, мог прийти вор и вернуть деньги. Назавтра все деньги, до последнего гроша, были возвращены. У воров прежних времен была богобоязненность…
Это подобающее поведение, когда кого-то подозревают в краже.