Может прозвучать довольно забавно, но некоторые люди предпочитают искать в празднике Суккот недостатки.
Мы хвастаемся перед своими друзьям теми огромными трудностями, которые вынуждены преодолевать, чтобы построить самую большую, самую крепкую и самую прекрасную сукку, которую когда-либо видел мир.
Нам нравится рассказывать о нюансах и сложностях планирования трапез на свежем воздухе, когда неизвестно заранее, что уготовят нам Небеса: жаркое солнце, непрекращающиеся потоки дождя, ранний снег или что угодно другое.
Мы жалуемся на неудобства, связанные с необходимостью переносить ужин из трех блюд с кухни на задний двор, и на то, как мы не любим, когда еловые иголки попадают в суп.
Мы можем даже пойти дальше и рассказывать о том, как тяжело проводить еще один еврейский праздник следом за Рош а-Шана и Йом Кипуром. Мы успели съесть огромное количество круглых хал, обмакивая их в мед, наши глаза уже отказываются смотреть на картофельный кугель и многочисленные праздничные салаты.
Конечно, мы очень любим этот праздник, его заповеди и уникальную возможность провести время с семьей и близкими, отдать дань уважения традиции и укрепить свою связь со Всевышним.
Но все же, разве еврейские праздники должны быть такими интенсивными? Почему они требуют так много труда и (извините за упоминание) денег?
Действительно, религиозные евреи тратят сотни, если не тысячи долларов на наборы четырех видов растений — арба миним, свежие зеленые ветки, чтобы сделать для сукки покрытие, праздничную одежду для детей и еду — ой, вей!
Да, вне всяких сомнений, праздники можно отмечать и при ограниченном бюджете, но по какой-то неведомой причине мы чувствуем себя словно вынужденными стараться изо всех сил, тратя чуть больше средств, чем можем себе позволить, и затрачивая больше энергии, чем, как нам казалось, у нас было.
Для кого-то это означает приглашение большего, чем обычно, количества гостей, а для других может представлять собой покупку дополнительных особенных продуктов, с помощью которых можно приготовить больше праздничных блюд.
Конечно, Бог прекрасно знает, что мы, евреи, можем быть очень по-разному финансово обеспечены: быть богатыми, зажиточными, иметь комфортные условия, относиться к среднему классу, жить от зарплаты до зарплаты или глубоко погрязнуть в долгах.
Но, тем не менее, каждый из нас старается чтить Его и отмечать Его праздники с радостью на том уровне, который нам доступен, и стремится только усовершенствовать этот момент.
И разжирел Йешурун, и стал брыкаться…
Это напоминает мне о том, на что так много раз обращал внимание мой дедушка. Сейчас ему уже, слава Богу, 90 лет, и за свою жизнь он повидал очень немало.
Дедушка помнит время, когда молоко Халав Исраэль жителям Нью-Йорка нужно было закупать на особых фермах, когда в Лос-Анджелесе не было ни одной кошерной пекарни, а люди на полном серьезе были уверены, что еврейское американское ортодоксальное сообщество в какой-то момент полностью прекратит свое существование.
Тем не менее, увлеченные идеей жизни в соответствии с взглядами Торы мужчины и женщины дедушкиного поколения успешно вырастили своих детей, внуков и правнуков, прививая им ценности иудаизма и приучая их жить в соответствии с его идеалами.
Когда они были детьми, их соседи, учителя и друзья презирали их за то, что они цеплялись за старомодные местечковые традиции. «Америка — это огромный плавильный котел, — говорили им старики с идишским акцентом, — попадая в него, вы теряете себя, но становитесь частью большой американской нации».
Но, вдохновленные примером шестого Любавического Ребе, приехавшего в Америку из разрываемой войной Европы в 1940 году, мой дедушка и его друзья с гордостью демонстрировали, что они евреи — и дома, и за его пределами.
Наблюдая за стремительным развитием еврейской жизни в Америке, дедушка часто вспоминает известный стих Торы: «И разжирел Йешурун, и стал брыкаться, разжирел ты, растолстел, раздался, и оставил он Всесильного, создавшего его».1 Несмотря на многочисленные блага, которыми щедро осыпал их Всевышний, наши предки решили восстать против Него. Этот стих подчеркивает прямую взаимосвязь, которая часто прослеживается между достижением материального успеха и неутешительными изменениями в моральных взглядах, а так же растущей неблагодарностью.
«Я категорически не согласен с этим стихом, — любит говорить дедушка. — Я оглядываюсь вокруг и вижу, что евреи делают с теми богатствами, которыми их обеспечила Америка. Они покупают кошерную еду, отправляют своих детей учиться в первоклассные ешивы по всему миру, пышно отмечают заповеданные в Его Торе праздники. Зайдите в любой американский кошерный продуктовый магазин и вы увидите полки с продуктами, о которых мы раньше и мечтать не могли».
Вместо того чтобы использовать свои богатства для восстания против Бога, мы направляем их на то, чтобы служить Ему лучшим из всех возможных способов. Мы разорвали шаблон.
И теперь, заключает дедушка с молитвой, пора и Богу поступить точно так же по отношению к нам.
Наша недельная глава, Аазину, изобилует стихами, предсказывающими различные страдания, которые постигнут наш народ, если тот не будет следовать законам Всемогущего. Мы просим, чтобы Он, видя наши старания, перестал пугать нас страданиями и трудностями и заменил их радостью, спокойствием и искуплением.
Мы прошли через испытание; теперь пришло время испытанию пройти, переступить через нас.
Сноски
- Дварим, 32:15.