«Благословит тебя Г-сподь, и охранит тебя»
Бемидбар (6:24)
Рав, автор книги «Ваифтах Йосеф», благословенна память праведника, приводил толкование: «Благословит тебя Г-сподь — в деньгах. И охранит тебя — от вредителей». И объяснял это историей, которую нашел в книге «Нахалей дваш».
В городе Пресбурге жил один богач, который был олицетворением выражения: «Богачи скупы» (Трактат Минахот, 86). Он не только не давал пожертвований на известную ешиву. Но чтобы оправдать себя, клеветал на учеников ешивы, презрительно говоря, что они — «парни без греха». И объяснял, что если убрать из слова «парни» (бахурим) одну букву (хет), то останется слово «невежды» (бурим).
Дошли эти слова до главы ешивы, гаона «Хатам Софер», благословенна память праведника, и он сказал: «Дефект, который есть в тебе, не переводи на своего товарища».
Ответили ему: «Они не воображают, что он мудрец, доволен он своим невежеством».
Объяснил Хатам Софер: «Я имел в виду, что у него не хватает буквы «хет». Ибо вместо того, чтобы поддерживать Тору (махзик), он наносит ей ущерб (мазик), злословя об ее учениках».
И это «Да благословит тебя Г-сподь в деньгах», и ты умудришься дать пожертвования и поддерживать Тору, «и охранит тебя от вредителей», чтобы не провозглашали о тебе, что ты «вредитель Торы», вместо того чтобы быть ей поддержкой.
Большим богачом и благотворителем Торы был раби Моше Пижото, благословенна память праведника, из Арам Цова. Он знал Тору и был усердным учеником, богобоязненным и праведным во всех своих делах. И вместе с тем, удачливый торговец, привозивший из-за моря дорогой товар и продававший его с большой прибылью, которая принесла ему большое богатство.
О его большом уповании на Ашема и благотворительности свидетельствует тот факт, что, в то время как все торговцы города страховали свой товар в страховой компании, деньги, которые должны были пойти на страхование, раби Моше раздавал мудрецам, говоря, что заслуга Торы защитит и спасет его в любом случае. Однажды поехал он в одну из приморских стран за товаром. Закупил он большую партию и возвращался на корабле в свою землю. Вдруг началась буря. Корабль поднимался до небес и опускался до бездны, огромные волны с шумом разбивались о палубу, и казалось, что корабль вот-вот разлетится. Капитан скомандовал выбросить весь товар в море, чтобы уменьшить груз и не утонуть. Матросы поспешили исполнить приказ, и раби Моше видел своими глазами, как пропадает его имущество. С болью в сердце он подумал: Если бы я застраховал товар, мне вернули бы ущерб… Но сделанного не воротишь, горе моему карману.
Вдруг буря утихла. Море стало спокойным. И смотри, какое чудо, выброшенные ящики с товаром окружили корабль, как будто ждали, что их вытащат из воды. Капитан приказал спустить шлюпки, и матросы подняли товар на борт. Не пропало ни одного ящика. Возблагодарил раби Моше Ашема за Его чудеса и милосердие к людям.
Приехав к себе в город, дал он своим слугам распоряжение, чтобы просили мудрецов собраться в его доме.
Когда пришли мудрецы, снял он перед ними туфли и сел в отдалении как отлученный. С горечью и раскаянием рассказал он, что в то время, как выбросили его товар в море, стал он дурно думать о Святом, благословен Он, и сожалел, что раздал мудрецам деньги, предназначенные для страхования. Поэтому принял он на себя отлучение, и просил мудрецов, чтобы разрешили ему это. А после размышления и раскаяния, умножил он пожертвования на поддержку мудрецов, как «мера за меру».