в

Виртуальная реальность

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшимда «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.

И записал Моше начала их путешествий по слову Б-га, и вот путешествия их по началам их.

Сообщить о милосердии Всевышнего

 

Зачем были записаны путешествия эти? Сообщить о милосердии Всевышнего, что, несмотря на то, что приговорил их к шатаниям и походам по пустыне, не скажи, что они постоянно шатались и ходили по пустыне от путешествия к путешествию все сорок лет, и не было им покоя… (Раши Бемидбар 33:1)

Вопрос известнейшего российского предпринимателя

Один из известнейших российских предпринимателей в сфере интернета задал мне как-то следующий вопрос. Как получилось, что в России, где доля евреев среди населения не превышает одного процента, не менее половины крупнейших интернет-компаний находятся во владении евреев? Более того, во всём мире доля евреев, принимающих активное участие в различных интернет-проектах, непропорционально велика.

Вера в виртуальном мире

Повествование главы Масэй — это повествование о еврейском народе и его скитаниях. На протяжении тысяч лет еврейский народ странствует с места на место и только изредка обретает временный покой на обещанной ему земле — Земле Израиля.

В условиях изгнания еврейский народ научился создавать виртуальные системы, в рамках которых он мог существовать вне зависимости от территориальных границ. Лишившись Иерусалимского Храма, еврейский народ научился нести с собой святость в любое место, где собиралось десять евреев. Вместо системы правосудия с полицией и тюрьмами, евреи создали свою собственную, альтернативную систему правосудия, сохранявшую их независимость на протяжении тысяч лет, а еврейская община, ставшая средством предотвращения духовного и физического уничтожения, заняла место независимого государства.

Наша религия также отличается от большинства религий тем, что нам запрещено делать культовые статуи и изображения всего, что наполняет небеса и землю. (Дварим 5:7) Реальная вера в виртуальном мире — это основа иудаизма.

Один из первых премьер-министров Израиля сказал как-то в шутку, что Моше совершил историческую ошибку, приведя евреев в Землю Израиля. Надо было вести их в Саудовскую Аравию или Ирак, туда, где побольше нефти.

Может быть, это не было такой уж и ошибкой. Возможно, Творец специально хотел, чтобы евреи делали упор на самый ценный природный ресурс в мире — еврейский разум, чтобы предотвратить «голландскую болезнь». Имеется в виду негативный эффект, поражающий экономику стран, где основным источником прибыли является добыча полезных ископаемых.

Влияние глобализации на еврейство

Интернет воплощает собой глобализацию, разрушающую стены между странами и народами, которые до недавней поры довлели над человечеством.

Какую выгоду, однако, еврейство может получить от глобализации и развития интернета? Когда я говорю о «выгоде еврейства», я подразумеваю нечто иное, чем «выгода евреев», поскольку нередко это могут быть две абсолютно разные вещи, несовместимые друг с другом. Как сказал Нахум Голдман, основатель и бывший президент Всемирного еврейского конгресса, «не всё то, что хорошо для евреев, хорошо для еврейства».

 

Угроза от «хитрых евреев»

В большинстве своём антисемитские преследования носили исключительно националистический характер. Даже там, где антисемитизм носил ярко выраженный религиозный характер, истинной причиной ненависти была угроза, которую «хитрые евреи» представляли, по мнению местного населения, их благосостоянию.

Уничтожение национальных границ в реальном мире, подобное созданию Европейского Союза, выгодно для евреев. Романо Проди, бывший президент Европейской Комиссии, назвал Европейский Союз «объединением меньшинств». Ев- реи могут быть меньшинством в Англии, Франции и Италии, однако и сами эти страны являются лишь меньшинством в объединённой Европе.

В виртуальном мире интернета разница ещё меньше. Гольят может выглядеть там Вайзатой, а Вайзата — Огом, царём Башана. (Гольят — могучий воин-фелистимлянин, побеждённый царём Давидом. Вайзата — младший из десятерых сыновей Амана. Ог, царь Башана — последний из гигантов, переживший Потоп. Прим. переводчика).

Польза виртуального мира для еврейства

Несколько лет назад существование виртуального мира представлялось фантастикой. Сегодня же человека, сомневающегося в его существовании, скорее всего примут за сумасшедшего.

Один из величайших раввинов прошлого века Хафец Хаим из Радина сказал как-то, что все изобретения, наподобие телеграфа, телефона и фотоаппарата, появившиеся в его время, возникли для того, чтобы укрепить веру во Всевышнего. Изобретения эти наглядно демонстрируют, что все дела человека могут быть зафиксированы и переданы на огромные расстояния. Человеку становится легче поверить в то, что за ним следит «всевидящий глаз и всеслышащее ухо, и все дела его в книгу записываются». (Авот 2, 1) Человек, живший триста лет назад, вряд ли поверил бы в то, что каждое его слово может быть услышано с расстояния в сотни вёрст.

Телеграф

Впервые в истории виртуальный мир даёт еврейскому народу реальную возможность исполнить то, о чём мы говорим в конце каждой молитвы:

Исправить мир царством Всесильного… Поймут и узнают все, населяющие мир, что пред тобой преклонится всякое колено и тобой будет клясться всякий язык… И станет Б-г царствовать по всей земле, в тот день будет Б-г един и имя Его едино. (Молитва «Алейну»)

Ломающиеся стены убежища

С другой стороны, в виртуальном мире заключена и немалая опасность, в особенности для подрастающего поколения. Стены безопасного убежища, которое мы построили для них, могут быть разрушены по мановению руки, и лишь щелчок мыши отделяет их от целого мира, от которого мы тщательно оберегаем и их, и себя.

Необходимо понимать, что виртуальный мир не может заменить реальную жизнь. Подобно духовному миру, существующему наряду с миром материальным, реальный и виртуальный миры существуют параллельно друг другу.

Интернет является инструментом, который может быть использован как для добра, так и для зла. В этом он ничем не отличается от любой другой вещи, такой как деньги, еда, сила и время. Инструментом этим необходимо пользоваться с умом, проявляя немалую осторожность. Более того, в виртуальном мире интернета, там где нет ни стран, ни границ, именно законы Торы должны стать руководящим принципом, определяющим способ и характер использования этого всемогущего инструмента.

Индивидуальный выбор

За соблюдением законов Торы не следит ни полиция, ни суд. Законы Торы являются дорожными знаками, которые человек сам должен установить для себя с тем, чтобы научиться созидательно пользоваться этим миром в целях добра и самосовершенствования. Разумеется, что необходимым условием соблюдения законов Торы является их изучение. Тот, кто желает избежать нарушения запретов злословия, сплетен и лжи, уберечься от воровства и правильно заключать сделки купли-продажи, должен изучить законы Торы, относящиеся к этим сферам.

Вечно актуальные законы Торы

В хедере изучение Талмуда начинается с трактата Бава Мециа, посвящённого вопросам приобретения и собственности. Отрывок, с которого начинается знакомство десятилетнего мальчика с Талмудом, говорит о том, какие находки можно брать себе, а какие — нет. На первый взгляд, речь в этом отрывке идёт о вещах, потерявших актуальность сотни лет назад: кого сегодня интересует рассыпанное зерно, снопы и забытая шерсть? На самом же деле, актуальность этого обсуждения немедленно бросается в глаза именно в наше время, в особенности, если речь идёт о виртуальном мире. Вопрос о защите авторских прав особенно остро стоит именно в связи с интернетом. В прошлом вопрос этот уже обсуждался еврейскими законоучителями вскоре после и в связи с изобретением книгопечатания. И тогда основу обсуждения составляла интерпретация отрывков Талмуда, написание которого на столетия предшествовало появлению печатного станка.

Распоряжайтесь временем рационально!

Ещё одна проблема, ставшая особенно актуальной в связи с интернетом, — это проблема времени. Человек должен быть способен разумно распоряжаться своим временем. Наши мудрецы говорят, что одним из вопросов, которые задают человеку после смерти, когда ему приходится давать отчёт о его делах при жизни, — это «Выделял ли ты постоянное время для изучения Торы?» (Шаббат 31а) Одна из основ, на которых держится еврейская религия, — это каждодневное изучение Торы в специально выделенное для этого время. В это время чело- век ненадолго оставляет свои более или менее важные дела и уделяет всё своё внимание учёбе с тем, чтобы знать, как поступать в различных ситуациях и научиться с наибольшей пользой использовать всё то, что было дано ему в этом мире. Обратим внимание, что речь идёт не просто об изучении Торы, а об особом времени, ежедневно выделенном для её изучения. Постоянство в чём-либо является признаком важности этой вещи для человека. Эпизодичность учёбы говорит о том, что учащийся не считает её столь важной для того, чтобы заниматься ей постоянно.

Устанавливая время, предназначенное для Торы, еврей определяет предназначение времени. Разные места обладают разной святостью — Земля Израиля, Храм, Святая Святых. Разные люди обладают разной святостью — левит, коэн, первосвященник. Подобным образом, и время тоже может обладать святостью. Человек должен устанавливать святость времени.

Жизнь — это путешествие по времени. У жизни есть начало и конец. Каждый день может оказаться последним. Каждый человек, просыпаясь утром, должен задуматься на минуту: если бы этот день был последним в моей жизни, как бы я захотел провести его? Время является самым дорогим из доступных нам ресурсов. Время нельзя убивать и тратить попусту. Наше путешествие должно с каждым шагом приближать нас к цели и быть восхождением с одной ступени на другую.

Вот путешествия сынов Израиля, которые вышли из земли египетской по воинствам их, руководимые Моше и Аароном. И записал Моше начала их путешествий по слову Б-га, и вот путешествия их по началам их. (Бемидбар 33:1)

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Могилы вожделения

Святые буквы