в

Вся правда о харедим

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Мы все являемся свидетелями разговоров и зрителями видео, направленных  против ультраортодоксальных евреев, которые, как нам рассказывают, грабят государственную казну и ничего в нее не вносят. Но давайте посмотрим на некоторые факты, а выводы вы сделаете сами. Как известно, в государственную казну поступают налоги в виде прямого и  косвенного налога: прямой налог  מס ישיר — это 1) подоходный налог- «мас ахнаса» (מס הכנסה), это 2)  מס שבח מקרקעין  – земельный налог на прибыль с продажи недвижимости.

Косвенный налог – это налог на добавленную стоимость מעם (мам) — это

1) налоги на покупку,  ,מס קניה и

2) это мэхес, таможенный налог. Как правило, в годовом поступлении в казну государства примерно половина: от прямых налогов, и половина – от косвенных поступлений. Однако поступлений от прямых налогов в казну несколько больше, чем от косвенных налогов.

КОСВЕННЫЙ НАЛОГ

Давайте посмотрим на интересные цифры поступления косвенного налога: все граждане государства, независимо от того, кто они: религиозные или нерелигиозные, светские или ультраортодоксальные, – все они равны в выплатах, то есть у них есть равные доли в каждой тысяче шекелей расходов на покупки.  Ультраортодоксальный еврей оплачивает покупки в казну: около 170 шекелей в каждой тысяче потраченных на покупки шекелей — это налог на добавленную стоимость – мам ((מַס עֵרֶך מוּסָף. 17% НДС сегодня платим мы все при любой покупке, при любом получении услуг, да и сам продавец оплачивает налоги в государственную казну за счет денег, которые непосредственно получены от продажи товаров, и эти деньги, в конечном итоге, также поступают от любого покупателя, а, следовательно, и от ультраортодоксов. Ультраортодоксы также едят, пьют, женятся, путешествуют, покупают одежду и обувь и платят за все. В оплату потребительских товаров входит и таможенный налог, и в его оплате все граждане также равны.

ПРЯМОЙ и КОСВЕННЫЙ НАЛОГИ

А как насчет прямого налога, такого, как подоходный налог, который, очевидно, согласно общепринятому стереотипу, ультраортодоксальные евреи не платят?! Большинство из вас будут удивлены, но, по данным Центрального бюро статистики, среди работающих светских 78.2 % наемных работников, среди харедимных – процент  работающих 61.2 %. И те, и другие платят мас ахнаса подоходный налог[1]. То есть мы видим только 17-процентный разрыв в количестве работающих.

Причем все харедим также платят косвенный налог, как и все остальные, они платят полный налог на приобретаемые ими квартиры, при этом, как мы знаем, половина суммы, которую мы все платим за покупку квартиры, идет в государственную казну: за землю, за использование различных керамических и всевозможных импортных материалов каблану, и так далее.  О самом харедимном покупателе, согласно данным Центрального статистического бюро, полезно знать, что 70 процентов купленных ультраортодоксами квартир показывают, сколько денег они заплатили в государственную казну. Каждая молодая пара, которая покупает квартиру у подрядчика, платит половину стоимости за квартиру, построенную на государственной земле, то есть если семейная пара выплатила миллион шекелей, то  половина этой суммы, полмиллиона, — ушла государству.

А как насчет прямого налога: каков доход тех 17%, которые не работают. Давайте сделаем простой расчет, согласно данным Израильского Института демократии. Доля ультраортодоксальных евреев в стране составляет 12 процентов, из них 17 процентов изучают Тору в ешивах и не работают, но вы услышите удивительные факты: 95% подоходного налога выплачивается только тремя наиболее зажиточными верхними децилями* общества, оставшиеся 5% дохода государства от подоходного налога выплачиваются наименее зажиточными семью децилями* общества, которые и составляют большинство государства. Это означает, что даже в выплате подоходного налога ультраортодоксы не наносят госказне никакого ущерба.

( *Деци́ль характеризует распределение величин совокупности, при котором девять значений дециля делят её на десять равных частей. Любая из этих десяти частей составляет 1/10 всей совокупности. Так, первый дециль отделяет 10 % наименьших величин, лежащих ниже дециля, от 90 % наибольших величин, лежащих выше дециля).  Мы выяснили, что 95% суммы подоходного налога платят самые состоятельные 10% населения, а значит, на долю прочего населения остается скромная сумма в  примерно 2,8 млрд. шекелей. И вот, оказывается, среди этих 5% самых зажиточных, тянущих в основном подоходный воз, процент харедим больше, чем  их доля в населении страны. [2]

СКОЛЬКО СТОИТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ?

Трудно перечислить все общественные организации которые создали харедим, в деятельности которых они принимают непосредственное участие. А вот то, что касается денег, которые ультраортодоксальные благотворительные организации вкладывают в помощь и содействие обществу, то, по данным сайта NRG, это реально невообразимые суммы.   Данные в статье, опубликованной на сайте NRG, указывают на то, что ультраортодоксальные организации ежегодно экономят еврейской стране  миллиарды шекелей из государственных фондов, ибо используют труд добровольцев. Во­лон­те­ры ра­бо­та­ют в этих ор­га­ни­за­ци­ях по 10 лет и бо­лее, а не от­да­ют три го­да аль­тер­на­тив­ной граж­дан­ской служ­бе, как преду­смат­ри­ва­ет про­ект за­ко­на «о ра­вен­стве в несе­нии бре­ме­ни», но при под­сче­те объ­е­ма ра­бо­ты на бла­го об­ще­ства ни­кто не учи­ты­ва­ет де­я­тель­ность неком­мер­че­ских ас­со­ци­а­ций ор­то­док­саль­но­го сек­то­ра, по­мо­га­ю­щих всем из­ра­иль­тя­нам неза­ви­си­мо от их сек­то­раль­ной и на­цио­наль­ной при­над­леж­но­сти.

Вот некоторые цифры, взятые из деятельности организации, основанной раввином Ури Луполянским, для оказания медицинской помощи.

Яд Сара

Яд Сара — волонтёрская организация, помогающая людям, столкнувшимся с проблемами в функционировании, — предоставляет семьям, ухаживающим за престарелыми людьми, больными и инвалидами, возможность взять напрокат за небольшую плату (и в залог) медицинское оборудование. Это позволяет ухаживать за больным и реабилитировать его дома, а не в больнице, что благотворно сказывается и на состоянии пациента, и на государственных затратах. Организация функционирует в основном на пожертвования, 80 % которых собирается в Израиле, при незначительной помощи государства. Пациент остается дома вместо того, чтобы быть в больнице. Расчет дней госпитализации, которые организация экономит в течение года, приносит доход в один миллиард и 400 миллионов шекелей, таким образом, организация, основанная ультраортодоксальными евреями, экономит израильской общественности (включая арабские филиалы) бюджет, превышающий годовой бюджет ешивот. .

Эзра Ле-Марпе

Эзра Ле-Марпе — организация помощи тяжелобольным, которую возглавляет рав Элимелех Фирер), Рав Фирер, медицинский гений, помогает более 100 000 человек в год. Его организация также управляет реабилитационным центром для лечения людей с ограниченными возможностями на дому, включая уход за детьми с онкологическими заболеваниями; клубом для детей с особыми потребностями, Если на каждого пользователя услуг организации расходуется около 1000 шекелей, тогда общий расход составляет 100 млн. шекелей в год, то есть Эзра Ле-Марпе каж­дый год БЕСПЛАТНО по­мо­га­ет 100 ты­ся­чам из­ра­иль­тян и эко­но­мит го­су­дар­ству 100 мил­ли­о­нов ше­ке­лей в год.

Хасдей Наоми (благотворительная организация, помогающая накормить голодных), Яд Эзра ве-Шуламит (помощь малообеспеченным семьям в Израиле), Ме­ир Па­ним и Кар­мей а-Ир — раздают каждую неделю десятки тонн еды нуждающимся, тем, у кого нет корзины с едой и у кого есть нужда в хлебе. Зака  (опознание жертв катастроф и бедствий выполняет священную работу по сохранению останков людей, по­гиб­ших в ре­зуль­та­те тер­ак­тов и ава­рий, чтобы мож­но бы­ло их до­стой­но по­хо­ро­нить, и иден­ти­фи­ци­ру­ют эти остан­ки.

Вот еще одна статья, опубликованная на веб-сайте Walla. Если, например, мы берем сумму расходов ассоциации Яд Элиэзер, то следует иметь в виду, что она дает работу 130 000 человек, а ее бюджет соответствует бюджету Министерства связи вместе с бюджетом Президентской службы Израиля; доб­ро­воль­цы-ме­ди­ки из ас­со­ци­а­ции «Ихуд ѓа-ѓацала» ока­зы­ва­ют первую по­мощь по­стра­дав­шим до при­ез­да ма­шин «Ско­рой по­мо­щи». Ихуд ѓа-ѓацала (Объединение по спасению) ежегодно помогает почти четверти миллиона человек при участии более чем 2500 добровольцев.  Финансовый оборот организации такой же, как и в бюджете государственного казначейства. Добавьте к этому организ­а­ции Ме­ир Па­ним и Кар­мей а-ИрХасдей Наоми Яд Эзра ве-Шуламит — все эти ассоциации проводят мероприятия на сотни миллионов долларов в год и ведут активную деятельность, в которой  государство не принимает никакого участия и не является их донором. Ультраортодоксальные ассоциации оказывают помощь любому человеку, независимо от того, кем он является и к какой части израильского общества принадлежит.

Другими словами, тот факт, что многие добровольцы в организациях, которые здесь названы и те, которых нет в списке, и у них нет специальной рабочей униформы, как бы то ни было — это не снижают их активности в отношении деятельности добровольцев и того, сколько денег эта общественность тратит из своего кармана, согласно данным, опубликованным Израильским институтом демократии. 

Отметим, что культура харедимного общества освящает пожертвования как неотъемлемую часть еврейского образа жизни. Финансовые взносы широкой общественности сократились сегодня с 72 процентов до 63% (денежные доноры от населения старше 20 лет), но среди ультраортодоксального населения эта цифра поднялась с 86% и достигла 90% доноров (среди населения старше 20 с лишним лет), и это не считая иностранной валюты, которую вносят главы израильских ешив, выезжающие за границу для сбора средств на благотворительность.

КАК РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НА КУЛЬТУРУ?

Каждое государство берет деньги, внесенные налогоплательщиками, и использует их на поддержание музеев и других учреждений культуры. В виде научных грантов деньги даются тем, кто посвящает свою жизнь изучению философии Древней Греции, культуры Древнего Рима и мертвых языков.

Эти “научные гранты” означают зарплаты тем, кто этим занимается.

Менее 4 процентов от той суммы, которую государство выделяет для тех, кто изучает любую другую культуру или религию, оно (без  грантов на зарплату) перечисляет соблюдающим евреям, проводящим свою жизнь в изучении Торы.  Менее четырех процентов от общей суммы для культурологов и исследователей. (Из-за этих ничтожных копеек, которые они получают в качестве пособия, вся страна становится на дыбы, называя их “тунеядцами”).

Огромные суммы иностранной валюты, которую основные ешивы вносят для расходов на всю страну, - это сотни миллионов долларов в год,  а это значит, что, если мы подведем итоги, то получим в сухом остатке  (и  будем осторожны в словах, чтобы не злить некоторых людей), что харедимное общество  вносит никак не меньший вклад в развитие страны и государственную казну, чем всякое другое сообщество.  

В свою очередь, из  данных Научно-информационного центра Кнессета за истекший год, в который был потрачен бюджет, следует, что годовой театральный бюджет составлял 94,9 млн.шекелей. Ежегодный бюджет на театр составляет  94,9 млн. шекелей. А государственный бюджет, выделенный для всех религиозных (торанических) учреждений культуры в стране составил 8,3 млн. Cравните снова и обратите внимание: для театров Израиля 94 млн  и 8,3млн — для всех культурных  учреждений  Торы. На развитие кино – 79.5  На развитие музыкальной: оперной и песенной культуры, на оркестровые фестивали – 64.9 млн. На проведение фестивалей  изобразительного искусства и культуры – 9.8,  скульптуры —  4.9. На мероприятия для арабской культуры – 10.05 И снова сравним с цифрами: 8,3млн шекелей — для всех культурных  учреждений  Торы.

А теперь вернемся на мгновение в процесс взыскания некоторых налогов и некоторых платежей в государственную казну от той же самой публики, и задумаемся на мгновение, какую мелочь  получает ортодоксальная среда  в размере 8,3 млн для всех культурных учреждений Торы; вдобавок, из этой суммы берут для развития знаний о Торе также и светские ассоциации[3]. Для итога проведите  логическое сравнение с бюджетом театра Ѓабима в том же  году — 17 миллионов.  Камерный театр — 12 миллионов.

 
И так далее, вы можете увидеть здесь, детально в таблице, (нет ли здесь насмешки; не издевательство ли это?) и, следовательно, кто будет проверять общие инвестиции государства, вклад в тех евреев, которые похожи на меня и  на вас, и кто же на самом деле ультраортодоксальный еврей, или хареди? 
Это такой же человек, как и любой из нас, такой, которого призывают в главе Книги пророка Йешаяѓу «Слушайте слово Г-споднедрожащие перед словом Его!», глава 66, стих 6, - то есть это человек, который благоговеет перед Божественной волей; стремится к тому, чтобы достичь духовного совершенства в приближении к Богу. 

НЕ харедим, а нееманим! НЕ Трепещущие, а Преданные!

 
На мой взгляд, неправильно называть таких людей харедим (трепещущие), - слово, которое сегодня можно увидеть в нездоровом контексте,  а нужно другое определение: наиболее точно подходит слово "нееманим" (верные), тот, кто верен святым людям, праведникам, и он,  человек-еврей, как и любой из нас, хотя он одет немного по-другому, и всякий может проверить, что получает эта публика, взамен того, что она дает государству.

ТЮРЕМНЫЙ БЮДЖЕТ

Кроме бюджета на культуру, есть еще и бюджет на Управление Тюрем. (Среди заключённых в тюрьмах Израиля (2013) 64.5% нерелигиозные евреи, 33% израильские арабы и 2.2% харедим). То есть и бюджет, выделяемый на нужды тюрем в Израиле, 3, 5 млрд шекелей, — также выделяется, и слава Богу, не на нужды харедим. Что же они получают взамен трех с половиной миллиардов шекелей, выделяемых на бюджет тюрем (не для ультраортодоксальных евреев, слава Богу, банды харедим по тюрьмам у нас не сидят)?. Полицейские участки в местах концентрированного проживания ультраортодоксов не получают огромных сумм из государственной казны: еврейское религиозное образование обогащает многих юных и молодых людей, так что они не испытывают никакой  потребности ни в употреблении наркотиков, ни в алкоголе; не посещают по этой причине ночные клубы, а, напротив, харедим ценят семью и воспитаны в любви и уважении к пожилым, одиноким и к старшему поколению.

 
Стоят ли все эти прекрасные качества признания и денежных инвестиций? Они, харедим, – это те же самые несколько процентов ультраортодоксальной публики, которая уединенно сидит, изучает и практикует Тору, как мы видели раньше. Часто им предъявляют претензию, что они учат Тору за счёт других людей, которые работают на них. Это совершенно не так. Мы, например, живем в Бейтаре-Илите и можем видеть: тот, кто хоть раз посещал город, где живут ультраортодоксальные евреи, убеждается своими глазами в том, что все работы в городе делают только сами харедим (они водители, продавцы, бухгалтеры и т. д.). И они же изучают еврейскую историю и религию и обеспечивают преемственность еврейского народа, как признают все еврейские ученые, изучающие Тору, ибо еврей, лишенный молитв и Торы, пропадает без ее духовного света, - нашего еврейского маяка, - иначе бы евреи ассимилировались и стерлись с лица земли и Эрец-Исраэль. 
 Сохранить будущее нации
Тора дорога всем евреям, однако не всем дано понять, стоит ли вкладывать деньги в этот национальный интерес, даже если он не совсем связан с Б-гом, или нужен для выполнения мицвот, но именно в Торе настоящий еврейский интерес, если мы хотим сохранить будущее нации, заложить еще в школьные годы уважение к еврейской национальной традиции, желание быть ее наследниками и передать духовную эстафету следующему поколению. 

Учителям Торы хорошо известны Законы в трактатах Кидушин и Гитин, где подчеркивается необходимость сохранения еврейства, его духовного начала, законов еврейского дома Шлом байт.  

Почему государство считает правильным вкладывать ежегодно огромные суммы в обучение молодого человека в университете древнеримской культуре, где он вникает, например, во все детали одежды жены Юлия Цезаря; или инвестирует в изучение студентами древнегреческой культуры, или в то, как жили  в мировой истории индейцы или другие народы?

И почему тогда государство вкладывает столь маленькие суммы денег в обучение еврейской религии и культуре, цель которой сохранение еврейского народа как нации, спасение от ассимиляции: изучающие Талмуд сохраняют  еврейскую культуру, передают еврейское наследие следующему поколению, удерживают Израиль от ассимиляции. 

Подводя итог

Подводя итог, скажем, что среди евреев есть не религиозные, есть правые, есть левые, есть кибуцники … Представим себе, что какой-нибудь нерелигиозный еврей встречается с харедимным евреем и начинает беседовать с ним о чем-то обычном из повседневной жизни и ощущает симпатию к нему, и он говорит: вот бы все евреи были такими, как ты. Но есть и другие.  Да, и среди самых прекрасных людей могут встретиться не очень достойные. Как в притче Сулама о том, что и в прекрасном царском дворце есть отхожее место, но дворец все равно остается прекрасным. Главное в том, чтобы все евреи чувствовали свое единство, единство еврейского народа, и чтобы разные политиканы не стремились использовать различие между нами для продвижения каких-то своих интересов. Мы не раз упоминали о любви и единстве, которые есть у нас и между нами. Важно, чтобы мы знали эту самую главную истину, и тогда мы будем влюблены в свой народ и объединены, и никто в мире не сможет оспорить и разрушить нашу любовь и наше единство.

Ролик (видео) о роли харедим в пополнении государственной казны Израиля и в жизни всей страны https://youtu.be/UG2fql9UUho


[1] Оказывается наше население платит подоходный налог весьма неоднородно. Например, половина работающих по найму (т.е. больше чем 1 млн. 300 тысяч человек) не платят его вовсе: их доходы не позволяют.

[2] Ирония заключается в том, что большинство магнатов, на которых держится израильская экономика, являются ультра-ортодоксами. Это касается и бизнесменов проживающих в Израиле, как миллиардер Леви Леваев, и тех, кто проживает вне Израиля и вкладывает миллионы долларов в экономику еврейского государства, как Иосиф Гутник. Ультра-секулярные израильтяне, жалующиеся на то, что страна беднеет из-за «религиозных», забывают о том, что самая большая финансовая поддержка Израиля, поступающая из-за границы (за исключением дотаций от правительства США), – это деньги, собранные именно синагогами. Самым большим другом Израиля в американском правительстве всегда был и остается ортодоксальный еврей Джосеф Либерман. Возникает вопрос: смог бы Израиль выжить, если бы не религиозные евреи? (рав Белинский)

[3] Есть также большая разница (не в пользу харедим) между тем, что получает от государства ультрарелигиозный сектор, по сравнению с другими и в бюджете, выделяемом на образование. Бюджет, выделяемый на нужды высшего образования в Израиле, где учатся около двухсот тысяч студентов выше 9-ти миллиардов шекелей. Каждый студент стоит государству 50 тысяч шекелей в год, а учащийся в ешива гвоа (высшая ешива), получает от государства 240 шекелей в месяц — 2880 шекелей в год. Аврех (женатый еврей, занимающийся изучением Торы) получает от государства 430 шекелей в месяц, то есть 5160 шекелей в год (данные за 2013 год).

В расходах на школы царит равенство военного коммунизма: школы должны получать подушно. А что на самом деле? Бюджет школ — 15 млрд. шекелей, 10% от них составляют 1,5 млрд. Получают харедимные детки только 713 млн. — 4,5%. Таким образом, они «экономят» для нас почти 800 млн. шекелей. (А на самом деле эта «экономия» еще больше, так как в харедимные школы отправляются по утрам 20% израильских детей!) –( рав Цви Вассерман). Но, — скажет дотошный читатель, — вы ничего не сказали об ешивах! А ведь «нет нужды напоминать», что именно там, «как всем хорошо известно», главный пункт разбазаривания государственных средств. Так, давайте же, ударим книгой госбюджета по вымогательству и разгильдяйству! По честному, так по честному! Во–первых, далеко не все знают, что харедимные ешивы как таковые (в отличие от ешив, отождествляющих себя с МАФДАЛем) не получают от государства ни гроша! Государство выделяет средства людям, изучающим Тору и не имеющим никаких других источников дохода, 652 шекеля в месяц на душу. В 1998 году таких граждан у нас по спискам министерства религий было 39 389. Всего на них было израсходовано 308 млн. 179 тысяч шекелей. Кроме того, часть этих людей получает от государства социальную помощь в обеспечение прожиточного минимума (автахат ахнаса) в размере 107 млн. 827 тысяч. Итого, по данным 1998 г. харедим получили «на религию» 416 млн. 006 тысячи шекелей, а недополучили из бюджета минимум 1 млрд. 200 млн. (Расходы на религиозные советы не в счет, так как жениться, разводиться, хорониться и т.д. приходится всем, а не только верующим, а городские или районные раввины играют, уж наверное, не менее важную роль в духовной жизни еврейского народа, чем преподаватели греческой истории или танцовщики балета «Бат дор»). Во–вторых, десятки ешив и не менее десяти тысяч взрослых евреев по идейным соображениям не принимают никакой помощи от государства, включая пособие на детей, хотя в полной мере несут на себе налоговое бремя.

В–третьих, перечисляемые через ешивы пособия учащимся составляют лишь незначительную часть ешивного бюджета. Израильские ешивы ежегодно мобилизуют (в основном, заграницей) сотни миллионов долларов, которые тратятся на потребление внутри Израиля, т.е. они являются не менее существенным позитивным элементом израильской экономики, чем многие предприятия хай–тека (рав Цви Вассерман. О паразитах и дармоедах)

Report

Проголосуйте:

Добавить комментарий

Самый дорогой в мире этрог

Как правильно выразить свое сожаление