«А ты посмотри во всём народе»
Шмот (18:21)
Автор комментария «Ор а-Хаим» удивляется: чем Итро заслужил, что благодаря ему была написана целая глава в Торе? Он отвечает, что этим Б -г хотел показать, что и среди других народов есть умные и мудрые люди.
Но отсюда мы еще можем выучить, что миссия народа Израиля происходит не от его мудрости и ума, а от «милости Свыше и любви к праотцам».
Из следующего рассказа можно понять, насколько Тора доступна каждому, и как она может помочь тому, кто принимает ее всем сердцем.
Речь пойдет об одном уважаемом учащемся ешивы. Не каждый, кто видит его сегодня, знает, что в его теле до сих пор остается более 80 гвоздей после страшного теракта, произошедшего в Иерусалиме. Когда его доставили в больницу, его состояние было определено как «очень тяжелое». Врачи решили, что невозможно вытащить все гвозди, которые вонзились в его тело во время взрыва, поскольку такая операция была бы связана с опасностью повредить внутренние органы и сосуды. Было решено, что гвозди выйдут постепенно.
Один из гвоздей, который причинял пострадавшему страшную боль, находился у него в черепе. Лишь чудом он не задел мозг. Врачи утверждали, что если только прикоснуться к этому гвоздю, есть серьезный шанс повредить мозг. Они также настаивали на том, чтобы регулярно проверять, не вызовут ли остальные гвозди заражение крови.
Находясь в больнице и видя, как до этого момента Всевышний спасал его, наш пострадавший решил вернуться к вере отцов. Он обратился к одному раввину с просьбой дать совет, как уберечься от дальнейших осложнений. Рав благословил его и сказал, что если тот примет решение соблюдать Шабат, Всевышний в заслугу этого продолжит его защищать. И этот человек стал соблюдать Шабат, а его состояние улучшилось. Ни один гвоздь не вызвал заражения, что было довольно редким явлением с учетом их количества.
Соблюдение Шабата давалось ему нелегко. Он сталкивался с тяжелыми испытаниями, и его бывшие друзья посмеивались над ним. Но ничто не могло воспрепятствовать ему. Врачи каждый раз удивлялись тому, что ни один гвоздь не вызвал никаких осложнений. Но лишь их пациент знал причину. Он продолжал всеми силами соблюдать Шабат.
Его следующей задачей было изучение Торы. Он знал, что лишь от нее зависит истинная жизнь. И он решает совершить судьбоносный шаг – полностью вернуться к Творцу. Он приходит в ешиву для баалей-тшува и продвигается в учебе, пока не развивает все навыки изучения Гмары с комментариями.
Напомним, что гвоздь в его черепе всё еще остается на том же месте и время от времени вызывает страшную боль. Но прошлого не вернуть, и врачи не решаются вытаскивать этот гвоздь. Однажды, спустя несколько месяцев, этот новый ученик сидел на уроке у главы ешивы, который объяснял Гмару с комментарием Рашба (рав Шломо бен Адерет). Объяснения были непонятны, но он не отчаивался и продолжал размышлять. Он решил задержаться в соседней комнате и углубиться в написанное Рашба. От умственного напряжения он почувствовал, как влага выступает на голове, но не стал обращать на это внимания. Он лишь взял салфетку и вытирал воду, струящуюся по коже, продолжая работать над текстом. В этот момент что-то сдвинулось с места. В момент напряженного размышления его внезапно пронзила резкая боль, и гвоздь наполовину вышел из черепа. Затем уже с помощью легкой операции достали и вторую половину гвоздя, и так долгий период страданий закончился.