«Всесильный с тобой во всём, что ты делаешь».
Берейшит (21:22)
Что же это значит? Кто только не задавал этот вопрос! Как правило,
он сопровождается печальным вздохом. «Что же будет с семью миллионами евреев, окруженными ста миллионами ненавидящих их арабов? Что же будет с маленькой страной, на которую нацелено огромное количество ракет дальнего радиуса действия, оснащенных оружием массового поражения, химическим и бактериологическим, а через несколько лет и ядерным?
Что же будет в результате вражды, которой нет предела и религиозного фанатизма?»
Что будет в нравственном плане? Что будет из-за смешанных браков, отторгающих часть евреев, живущих в странах диаспоры? По этой причине семьдесят процентов евреев ассимилировались среди других народов.
Что будет, если более миллиона детей на Святой Земле не научатся читать «Шма, Исраэль» и не узнают, что такое десять заповедей и тринадцать принципов веры. Тогда они, не дай Б -г, станут оторванными и отделенными от своего наследия.
Станем ли мы двумя чужими друг для друга народами?
Что будет в финансовом плане? Что будет с многочисленными проблемами и теми тяготами, которые каждый из нас несет на своих плечах? Что же будет с долгами?
Есть трудности и в семьях, и на работе. У каждого полная чаша невзгод, и конца им не видно. Не видно света в конце туннеля.
Утешение и ответ находится в нашей главе: для еврея нет места отчаянию. Поднимем головы и не будем терять надежду! Ведь еврейский народ родился после того, как всякая надежда пропала. Нашему праотцу Аврааму было сто лет, а его жене Саре – 99. Родить ребенка в этом возрасте казалось чем-то настолько невообразимым, что даже сама Сара была поражена, засмеялась и назвала своего сына Ицхак (буквально «будет смеяться»). Ведь хорошо смеется тот, кто смеется последним, и это будет народ Израиля: «Когда вернет Б -г возвращающихся в Цион, мы будем словно сновидцы. Тогда Он наполнит смехом уста наши и язык – ликованием».
Наш народ выживает вопреки всем прогнозам и даже тогда, когда нет шансов на это. Он прошел через все беды и обошел все ловушки. Несомненно, он преодолеет и последние препятствия, оставшиеся на финишной прямой к вечному и совершенному избавлению, которое явится вскоре. Ведь мы знаем, что в один миг всё может измениться к лучшему. Для этого не обязательно должно произойти чудо, не нужно изменять законы природы. Нужен лишь свет с Небес. Мы должны снискать благоволение в глазах Творца, и тогда всё обернется к добру. И делается это благодаря возвращению к вере, молитве и благотворительности, которые отменяют жестокий приговор. Чего же мы тогда ждем?
На исходе Шабата произносят удивительную молитву, в которой просят открыть врата всех благ – врата света и благословения, ликования и радости… от Алеф и до Тав.
Рассказывают, как однажды спросили Одель – дочь рабби Бааль Шем Това: «Какие среди всех перечисленных здесь врат являются самыми важными?» Она ответила: «Врата помощи Свыше!»
И это настолько верно! Как говорится в пословице: без помощи Свыше нельзя и порог переступить. А с ней можно даже рассечь воды моря! Но когда перед человеком открываются врата помощи Свыше, ему нужна и особая помощь Свыше, чтобы понять, как ее использовать.
«Смотри, – говорит раби Хаим Шмулевич, – Авраам удостоился помощи Свыше. «Всесильный с тобой во всём, что ты делаешь». После него так было с Ицхаком, с Яаковом, с Йосефом и Давидом – «Б -г был с ними». И посмотрите, как они ее использовали, куда устремились и какие заслуги принесли многим поколениям.
Ишмаэлю также открылись врата помощи Свыше: «И был Всесильный с отроком, и тот вырос». Но в чем было его величие? «И он натягивал лук…» Стал чемпионом по стрельбе». Всё это обязывает нас направлять успехи к дарованной нам удаче в верную сторону – к Торе, милосердию, семье и обществу!