«И сказал ему Ицхак, отец его: Подойди же и поцелуй меня, сын мой! И подошел он и поцеловал его. И почуял он запах его одежд и благословил его…» (Берейшит 27:26-27).
Из слов стиха «И почуял он запах его одежд и благословил его» мы учим, что незрячий Ицхак дал благословение Яакову благодаря чудесному запаху, исходящему от его одежд. Что же было особенного в этом запахе? Почему именно запах одежд Яакова повлиял на Ицхака, а не вкусная пища, которую тот принёс, и не его красивые речи?
Наши мудрецы (Мидраш Раба 65:22) говорят, что в этом запахе Ицхак почувствовал достоинство даже самых далёких от веры евреев. На это мудрецы находят намёк в том, что слова «бегед» (одежда) и слово «богед» (предатель, вероотступник) однокоренные.
Как пример «достоинства» еврейских вероотступников мудрецы приводят историю с Йосеф ми-Шита. Когда римляне захватили Второй Храм, рассказывают наши мудрецы, они поначалу боялись зайти вовнутрь, как бы не получить за это Б-жьего наказания. «Пусть прежде зайдёт кто-то из евреев», — решили злодеи. Римляне подговорили некого еврея по имени Йосеф ми-Шита зайти первым в Храм, пообещав ему, что первый предмет, который тот вынесет, станет его собственностью. У еврейского «храбреца» была, как говорится, «губа не дура», и он не нашёл для себя ничего более подходящего, чем Менору (Светильник), сделанную из чистого золота. Однако римляне остудили его пыл: «Такая вещь не подходит простому человеку», -сказали ему. «Войди в Храм повторно и выбери себе что-нибудь другое». И тут Йосеф осознал всю гнусность своего поступка, и, несмотря на убеждения римлян, категорически отказался вновь зайти в Храм. «Мне довольно того, что я рассердил Творца один раз, неужели я сделаю это вторично?», — сказал он. Разъяренные римляне приказали привязать Йосефа к верстаку и начали его распиливать. Всякий раз, когда зубья пилы вонзались в его тело, Йосеф кричал: «Горе мне, рассердившему своего Творца!!».
Возможно ли духовное падение ниже, чем падение Йосефа ми-Шита в то время, когда тот согласился войти в Храм в корыстных целях, действие, на которое даже грешные римляне не были согласны?! Однако это духовное разложение было лишь внешнее: этот поступок был сделан «по глупости», без осознания всей его скверности. Стоило осознать низменность своего поступка, и Йосеф проявил необыкновенную самоотверженность, чтобы не повторить своей ошибки.
Испорченность даже самых грешных евреев заключается не в их сущности, а во внешней среде, в которой они находятся, в недопонимании и в недооценке настоящих еврейских ценностей. Однако их истинная сущность полна райского благоухания.
И это достоинство нашего народа почувствовал Ицхак в то время, когда обонял благоухание одежд Яакова: одежда – это самая внешняя часть облика человека, однако даже у самой «внешней» части еврейского народа, у людей, самых далёких от Торы, есть благоухающая сущность, которая в определённых ситуациях «даёт о себе знать».
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».