«И рассею Я вас среди народов» (26:33).
В недельной главе Бехукотай еврейскому народу обещаны благословения, при условии, что евреи будут соблюдать заповеди Творца; и обратное, если они будут нарушать Его заповеди.
При внимательном чтении главы бросается в глаза, что увещевание Творца, в случае пренебрежения Его заповедями, делится на два этапа. В начале придут беды и невзгоды на землю Израиля: мор, голод, войны, беды, засуха, болезни и т. д. Однако, если эти знаки и намёки не помогут возвращению народа к Творцу, наступит второй этап: «И рассею вас среди народов…, и вы поселитесь в стране врагов великих…и те, кто останутся в живых, будут раздавлены своими грехами в стране врагов их…»
Возникает вопрос: зачем нужен второй этап? Ведь все наказания Творец может обрушить на людей и в стране Израиля. Для чего же рассеивать евреев по всей земле?
На этот вопрос Магид из Дубны ответил притчей, которая затрагивает все струнки еврейской души и в точности отражает ситуацию, которая всем известна и знакома… И вот эта притча:
Жил был один богач, скрупулезно выполняющий заповедь приема гостей. Однако, будучи, кроме всего прочего, наделен немалым умом, он понимал, что человек человеку рознь, и что на вкус и цвет товарищей нет. Из своего богатого опыта приема гостей он пришел к выводу, что есть большая и существенная разница между богатыми гостями и гостями-бедняками.
Бедняки трапезничают как пришедшие из «голодного края» и, как правило, нажимают больше на хлеб и на вкусно пахнущую похлёбку. Дай им редьку, лук и селёдку, и они будут счастливы. Однако этикет стола им в тягу.
Богачи же из разных мест, задержавшиеся в городе в результате их коммерческой деятельности и ищущие место, где можно вкусно покушать, тоже были частыми гостями нашего великодушного героя. Однако он знал, что они трапезничают совершенно по-другому. Этикет для них имеет чуть ли не первое место. Для них важны изысканные блюда; для каждого нового блюда нужно менять приборы. Они едят степенно, с подчёркнутой деликатностью и демонстративно сторонятся сидеть за одним столом с простолюдинами и тем более с бедняками. Им претят и их коробят протянутые через весь стол руки, облизывание пальцев и губ и причмокивание, как часто бывает у людей, получающих удовольствие от вкусной еды. Бедняки же, напротив, смотрят на всю церемонию богатеев с недоумением, как будто те с Луны свалились. Особенно их поражает еда с вилкой, что в их глазах похоже на здорового человека, который решил ходить на костылях…
Поскольку наш гостеприимный герой все это знал, не раз видел и ярко чувствовал, он решил разделить свой длинный стол, предназначенный для приёма гостей, на две части.
Во главе стола рядом с ним были заготовлены места для богатых гостей. Там были заготовлены приборы и салфетки, подавали изысканные блюда и деликатесы, царила атмосфера этикета и элитарности. Для бедняков же была выделена вторая половина стола. Из приборов там были только ложки и тарелки, много хлеба и горячая похлебка. Бедняки то и дело окунали куски хлеба в похлебку, причмокивали и ели вдоволь, пока не насытятся.
Как-то раз наш богач сидел во главе стола и, как обычно, множество гостей сидело перед ним. Вдруг зашел новый гость в богатой одежде; он искрился важностью и почётом. Хозяин ему любезно улыбнулся, предложил омыть руки и сесть около себя. Не долго медля, новый гость уселся около радушного хозяина. Он обратил внимание, что здесь, во главе стола, подают различные вычурные блюда в малюсеньких тарелочках, тогда как в конце стола есть много вкусного хлеба, обилие овощей и вкусная горячая похлебка, и сидящие там, не стесняясь, протягивают руки и вдоволь едят и насыщаются в своё удовольствие. Недолго думая, и он протянул обе руки в конец стола, чтобы прихватить полную горсть овощей, взял их и начал смачно есть.
Тогда хозяин обратился к нему: «Уважаемый, будь любезен перейти на вторую часть стола». Гость впал в недоумение, чуть не подавился и обиженно произнес: «Это Ваш всем известный приём гостей? Как Вы можете так просто унизить и оскорбить человека? Неужели Вы постоянно задеваете честь гостей, прилюдно пересаживая их со своего места в конец стола?»
Однако вежливый хозяин постарался утешить гостя: «У нас нет «конца стола», просто стол разделён на две части. Сначала я подумал, что Вы по сути своей принадлежите к утонченной публике, сидящей в первой части стола, однако, увидев, что Вы предпочитаете более грубую пищу, которая преподносится на второй стороне стола, я просто подумал: зачем Вам делать излишние усилия, чтобы брать еду оттуда сюда, лучше просто пересесть на вторую половину стола и кушать там более комфортно то, что вам по душе».
До сих пор притча, а мораль этой притчи простая и понятная. Земля Израиля – это Святая Земля.
«Воздух души – воздух твоей земли» – так сказал о ней рабби Иуда Алеви. «Тора, изучаемая в Земле Израиля, – это особая Тора, а дыша воздухом ее, человек мудреет» (Бава Батра 158 б). «Пророчество возможно только в Земле Израиля» (Моэд Катан 25 а). Она является особым наследием еврейского народа и специально подобрана Творцом для существования в ней Израиля и выполнения им своей миссии. Приумножать там изучение Торы и жить в святости, выполняя заповеди Творца. Жить в Земле Израиля, будучи привязанным к своим еврейским корням в соответствии с традицией, переданной нам из поколения в поколение от наших святых праотцов.
А когда человек живёт на Святой Земле и пристально следит за испорченной культурой других народов, за их поверхностным и пустым образом жизни; когда, живя здесь, человек постоянно пытается быть в курсе спортивных событий там; живя здесь, следит за последним писком моды там; подражает их одеянию и поведению; когда их ритмы и песни сопровождают его в повседневном образе жизни, тогда выходит небесный голос и провозглашает: «Что вы забыли здесь? Зачем вам эта страна?»
Тогда постараемся помнить, что для нас это – Святая Земля.