Общие сведения
Шитье (на иврите: תופר – тофэр) является одной из тридцати девяти запрещенных в субботу работ. Суть запрета шитья заключается в соединении отдельных кусков или частей одного куска ткани, кожи, бумаги, целлофана и некоторых других видов материалов между собой. Этот запрет, как и все другие субботние работы, выводится из действий, которые были необходимы для постройки переносного Храма. Отрезки полотна, которые служили внутренней драпировкой скинии, сшивали между собой нитью. На этом полотне были сделаны искусные вышивки, для чего также прибегали к работе шитье.
Законы шитья в праздники (йом тов) идентичны законам шитья в субботу. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета.
Запрет шитья нарушается, если шов состоит по меньшей мере из двух стежков. Что считается стежком в отношении работы шитье? Предположим, что человек хочет сшить вместе два куска ткани. Первый стяжек он делает, когда протыкает насквозь сложенные вместе куски ткани иглой с вдетой в нее нитью и выводит ее с противоположной стороны одежды. Когда он протыкает иглой сшиваемые материи во второй раз и выводит нить с той стороны, с которой он начал процесс, считается, что он делает второй стежок. Делая один стежек, человек не совершает работу шитье, но он нарушает другие запреты, такие, например, как перенос мукце.
Ослабившаяся нить
Запрет шитья нарушается не только когда изначально сшивают куски ткани, но и в случае, когда затягивают уже существующий шов, который разошелся. Поэтому запрещено в субботу затянуть ослабшую нить, которой сшиты куски ткани, пришита пуговица к одежде или прошиты листы книги.
Шнуровка, проходящая внутри одежды
В некоторые виды или части одежды (например, капюшоны, комбинезоны, куртки, спортивные костюмы, детские костюмчики, шапочки, носочки) вдеваются пояски или шнурки, которые проходят внутри одежды. С их помощью регулируется степень прилегания одежды к телу. Их разрешено затягивать в субботу и праздники.
Затягивание ленточки мусорного пакета
В обиходе часто используют полиэтиленовые пакеты, предназначенные для мусора, в верхней части которых проходит ленточка. Когда пакет заполняется, через специально сделанные прорези вытягивают ленточку, одновременно достигая сразу двух результатов. Во-первых, пакет затягивается и его содержимое не может высыпаться из него, во-вторых, вытянутые части ленточки образуют ручки, с помощью которых пакет можно очень удобно переносить. Закон в отношении таких пакетов аналогичен приведенному выше в случае с шнуровкой одежды: разрешено затягивать ленточку пакета, несмотря на то, что его оставят в таком виде навсегда.
Склеивание и скрепление листов бумаги
Склеивание листов бумаги и соединение их металлическими скрепками (что обычно делают с помощью стэплера) являются разновидностью работы шитье и запрещены в субботу. Пользование канцелярскими кнопками в субботу также запрещено.
Кабельная стяжка
Для крепления разных предметов широко пользуются специальными пластиковыми поясками (штрипсы, штапсы, пластиковые хомуты, кабельная стяжка), сделанными в форме полосок с рифленой поверхностью с одной стороны и пряжки или замочка – с другой. Рифленая сторона пояска-стяжки вставляется в пряжку-замочек и ее язычок крепко цепляет тот или иной осек рифленой поверхности. В отношении пользования в субботу такими стяжками мнения законоучителей разошлись и каждому следует выяснить данный закон у своего раввина.
Виды разрешенных соединений
Существуют различные виды довольно прочного соединения разных предметов или частей одного, которые не считаются шитьем, т.к. к ним прибегают только когда хотят, чтобы предметы было легко соединять и легко разъединять. Примерами таких соединений является застегивание одежды или пристегивание к ней составных частей (например, рукавов, капюшона, подстежки и т.п.) с помощью пуговиц, крючков, кнопок, молнии и липучек. Так, например, в субботу разрешено вдеть одеяло в пододеяльник, застегивающийся с помощью молнии, кнопок или пуговиц и застегнуть его. Разрешено присоединить подстежку с помощью молнии, даже если ее собираются оставить в этом состоянии на очень длительное время. Разрешено к нижнему белью приклеить прокладку.
Пользование прилегающей (не клейкой) пленкой, которой пользуются для плотного покрывания продуктов питания и других вещей, в субботу разрешено, но отрывать ее от рулона запрещено.
В отношении скрепления одежды с помощью иголок, булавок или брошек мнения законоучителей разошлись. Некоторые авторитеты Торы уподобляют принцип пользования ими пользованию пуговицами, что разрешено. Согласно другому мнению, скрепление с помощью них считается шитьем и запрещено в субботу. Если булавку, брошь или значок вкалывают в одежду на короткое время для красоты, и они не скрепляют ее части, согласно всем мнениям, это не считается шитьем.
Клейкая лента
Пользование любыми видами клейких лент в субботу запрещено. Так, например, в субботу запрещено чинить с помощью клейкой ленты порвавшуюся книгу.
Лейкопластырь
В субботу разрешено пользоваться лейкопластырем или медицинским клеем. Лейкопластырь должны наклеивать исключительно на кожу, но не на бинт, вату, или одну его часть на другую (как это бывает, когда заклеивают палец). Его запрещено отрезать или отрывать от общего рулона или катушки.
Памперсы
Одноразовые бумажные памперсы условно можно разделить на те, которые крепятся на теле младенца с помощью клейкой ленты и те, которые крепятся с помощью липучек. В отношении пользования в субботу памперсами второго типа ограничений нет. Что касается пользования в субботу памперсами с клейкой лентой, нужно в будние дни отклеить ленту и приклеить ее обратно. Данное действие превращает наклейку в застежку, которая предназначена для постоянного склеивания и расклеивания, которой в субботу разрешено пользоваться.
Перед тем, как выбрасывать использованные подгузники в мусор, в будние дни их обычно складывают и заклеивают с помощью наклейки. В субботу запрещено их заклеивать.
Дополнительные законы, связанные с шитьем
Некоторые упаковки с продуктами питания оснащены специальной наклейкой, предназначенной для того, чтобы, когда закрывают упаковку, можно было сохранить свежесть ее содержимого. После того, как такой наклейкой однажды воспользовались до субботы, ею разрешено пользоваться в субботу.
Женский парик часто надевают на стенд-манекен, сделанный из пенопласта в форме головы и скрепляют его специальный иглой. В субботу разрешено это делать и не считается, что парик пришивают к стенду.
Опасение совершить нарушение
В случае, когда некий процесс принято завершать зашиванием, даже если в самом этом процессе нет ничего запрещенного, мудрецы его запретили, чтобы человек непреднамеренно не совершил нарушение. Так, например, запрещено вдеть в подушку вату, перья, пух и т.п., т.к. обычно после этого принято зашивать отверстие.
Пользование тем, что было пришито в субботу
В отношении того, разрешено ли пользоваться тем, что было создано в результате нарушения субботы, и если да, то с какого времени, существует ряд общих правил. Результатом преднамеренного нарушения закона Торы, запрещено пользоваться тому, кто его совершил, навсегда. Другим людям, даже тем, для кого было совершено нарушение, разрешено пользоваться его результатом сразу по окончании субботы. В случае большой нужды можно разрешить даже самому нарушителю пользоваться результатом нарушения сразу после субботы. Если нарушение было непреднамеренным: забыл, что сегодня суббота, или не знал, что это действие запрещено, по окончании субботы результатом этого нарушения разрешено пользоваться всем, включая того человека, который его совершил. При большой необходимости можно разрешить пользоваться результатом непреднамеренного нарушения всем, не выжидая окончания субботы.
Результатом непреднамеренного нарушения закона, установленного мудрецами, постфактум разрешено пользоваться всем, не выжидая окончания субботы. В случае, когда непреднамеренно совершенное в субботу действие согласно ряду авторитетных мнений, разрешено Торой, несмотря на то, что практический закон установлен в соответствии с другими мнениями, как правило, результатом разрешено пользоваться всем, не выжидая окончания субботы.
Исходя из сказанного, следует, что если человек непреднамеренно совершил в субботу нарушение, в следующих ситуациях продуктом нарушения разрешено пользоваться после завершения субботы всем, включая самого нарушителя, а в случае необходимости – даже не выжидая окончания субботы (т.к. данные действия являются запретами Торы, которые были совершены непреднамеренно):
- пришил что-либо, сделав два стежка и скрепив их узелками, или сделав большее количество стежков, даже без узелков;
- затянул ослабившуюся нить существующего прежде шва, состоящего из двух стежков, скрепленных узелками, или из большего количества стежков, даже без узелков;
- соединил разрозненные листы бумаги или другие предметы с помощью клея или металлических скрепок;
- присоединил клейкую ленту;
- пришил пуговицу.
Если человек, не подозревая, что это запрещено, сделал в субботу следующие действия, продуктом нарушения постфактум разрешено пользоваться всем, не выжидая завершения субботы (т.к. данные действия либо согласно некоторым авторитетным мнениям, либо согласно всем мнениям, не запрещены Торой):
- сделал в субботу два стежка, не скрепляя их узелками;
- затянул ослабившуюся нить существующего прежде шва, состоящего из двух стежков, не скрепленных узелками;
- соединил какие-либо предметы с помощью металлических скрепок;
- воспользовался наклейкой, сделанной на упаковке с продуктами питания, для сохранения их свежести, не «подготовив» ее до субботы;
- воспользовался наклейкой, сделанной для закрепления одноразового бумажного памперса на теле младенца, не «подготовив» ее до субботы;
- наклеил пластырь на бинт, вату, или одну его часть на другую;
- вложил в распоротую подушку вату, перья, пух и т.п., и не зашил прореху.
Библиография
Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.