«Б-га, Господа своего, бойся»
Запретом Торы является напрасное произнесение имени Всевышнего, как сказано: «Б-га, Господа своего, бойся», поэтому имя Всевышнего можно упоминать только во время благословения, восхваления или благодарения, а также при цитировании того или иного стиха из Танаха. Этот запрет относится не только к святому языку, а также ко всем другим языкам.
К запрету напрасного произнесения имени Всевышнего относится и запрет произносить напрасное благословение.
Есть мнение, что произнесение напрасных благословений – это запрет мудрецов, поскольку человек произносит текст благословения, утвержденный мудрецами (и только произнесение имени Всевышнего отдельно, считается запретом из Торы). Существует и другое мнение, по которому произнесение напрасных благословений, считается запретом из Торы, как сказано «Не произноси имени, Б-га Господа твоего, напрасно». Но по всем мнениям, произнесение напрасных благословений, считается очень большим грехом.
Также запрещено произносить ненужные благословения, например: если человек во время хлебной трапезы произносит (до хлеба) благословения на блюдо, которое будет есть во время трапезы.
Когда есть сомнения, — облегчай!
Поскольку напрасное произнесение имени Всевышнего и напрасных благословений является очень большим грехом, мудрецы постановили:
— когда у человека возникает сомнение, произносить благословение или нет, всегда надо облегчать и не благословлять.
— если человек не уверен, надо ли произносить благословение, заповеданное Торой (например, биркат амазон), необходимо сказать это благословение.
Исправление напрасного благословения
Если человек произнес напрасное благословение, он должен сразу же сказать: «Барух шем квод малхуто, леолам ваэд» (Благословенно имя Славы царства Его, во веки веков).
Тому, кто произнес начало благословения с Именем (т.е. сказал только БАРУХ АТА АДОНОЙ — «Благословен Ты, Господь»), надо закончить словами известного псалма: «ЛАМДЕНИ ХУКЕХА» — «обучающий меня Своим законам».
Если человек по какой-либо причине напрасно произнес имя Всевышнего (без благословения), он должен продолжить свою речь стихом из Торы, начинающимся с этого имени. Например, если произнес четырехбуквенное имя, может сказать: «Ашем имлох алейну, леолам ваэд» (Всевышний, будет царствовать над нами, во веки веков).
Когда можно произносить имя Всевышнего
Можно произносить имя Всевышнего во время молитвы и исповеди перед Всевышним, даже без благословений (например, в Рош Ашана, когда мы благословляем друг друга).
Во время учебы, изучая Талмуд и Мидраша, можно читать отрывки из Торы, указанные там с упоминанием имени Всевышнего.
Если человек сделал аудиозапись благословений (например, пособие для кантора), ее можно прослушивать, и это не считается напрасным благословением. Основное требование – чтобы это происходило в чистом месте.