в

Знай, перед Кем ты стоишь

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

«Вы стоите сегодня все перед Г -сподом Б -гом вашим».

Дварим (29:9)

В святых книгах приведено мнение из святой книги Зоар, что слово “сегодня” намекает на Рош аШана, судьбоносный день, определяющий события всего года. Сегодня стоят и дрожат перед грозным судом. И предостерегает написанное: «Вы стоите сегодня все перед Г -сподом Б -гом вашим». Что имеется в виду? Приведем пример. Расскажем историю о человеке, который содержал незаконное казино. Правитель города знал об этом, но пока всё делалось скрыто, смотрел на дело сквозь пальцы.

Как-то в городе решили провести ярмарку, и из дальних и из близких мест стали съезжаться торговцы, чтобы установить там прилавки и продать свой товар. Как обычно на таких ярмарках, там был прилавок с разноцветными игрушками, бросающимися в глаза.

Позвал правитель к себе владельца казино и предостерег: «Берегись, не ставь свой прилавок на этой ярмарке». Возмутился тот и сказал: «Чем я отличаюсь от тех, кто торгует на ярмарке всякими пустяками и игрушками без всяких помех?» Объяснил правитель: «Нет ничего плохого, если человек развлечется за грош или купит своим детям мелочи. Эти прилавки вносят разнообразие и представляют неотъемлемую часть ярмарки. Но азартные игры привлекают приходящих людей и соблазняют их потратить все деньги, разоряют и делают несчастными семьи. Поэтому я ни за что не соглашусь на это! Ярмарка должна быть местом радости, а не грусти!»

Но владелец казино горел желанием развернуть свою деятельность именно на ярмарке! Ибо атмосфера легкомысленности “вытягивает” деньги. И он хотел получить эти деньги… И, хотя, знал он, что правитель может оштрафовать его на большую сумму и даже посадить в тюрьму, он всё равно поставил свой прилавок на ярмарке.

Ярмарка открылась в большой суматохе, и правитель пришел взглянуть на нее. Вдруг его внимание привлекла толпа, и он остановился, пораженный: множество людей собралось вокруг стола с азартными играми, а его владелец лихорадочно сгребал деньги. С трудом подавил правитель свой гнев. Подошел он к столу и спросил сдержанно: «Разве ты забыл мое предупреждение?» Извинился владелец азартных игр: «А я и не знал, что будет проверка»…

Ой, горе такому извинению.

Тем временем там остались люди, чтобы посмотреть, чем кончится конфликт. Увидел их владелец азартных игр, и глаза его засверкали: «Господа, почему вы стоите без дела?

Подходите, кладите динар на любой номер, какой хотите, может, улыбнется вам счастье!»

А правитель стоит и смотрит… Но этого он уже не мог стерпеть, нельзя ему было бездействовать. Он тотчас приказал полицейским снести прилавок, конфисковать все деньги и отвести этого человека в тюрьму…

А мы, разве мы не похожи на этого нахала. Не только не слушаем повелений Всевышнего, но делаем это на Его глазах, смотрящих прямо на нас. Как сказал царь Давид: «Куда уйду я от духа Твоего, от лица Твоего куда убегу. Поднимусь ли на небеса, там Ты. Лягу ли в преисподней, вот Ты» (Теилим, 139:7-8). И еще сказано: «Спрячется человек в месте тайном, а Я не увижу его» (Ирмияу, 23:24).

И в этом мы исповедуемся в дни слихот (молитвы о прощении): «Милосердный и Милостивый, согрешили мы перед Тобой. Смилуйся над нами и спаси нас». Мы стараемся ясно понять, что стоим перед Всевышним, и что грешим тоже перед Ним! Осознание этого усиливается во много раз в Рош аШана, “день памяти”, как сказано о нем в Гмаре (Трактат Рош аШана, 26), что во время трубления в шофар пусть видит себя человек как бы стоящим в Храме, в Святая святых перед Б -гом. Только этого осознания достаточно, чтобы пробудиться для тшувы.

Как бы мы страшились, если бы нас позвали предстать перед праведником, обладающим святым духом, который видел бы все наши дела. «Вы стоите сегодня все перед Г -сподом Б -гом вашим» – сколько нужно готовиться нам для этого.

Приведем краткое изложение выступления раби Хаима из Воложина, благословенна память праведника, к Рош аШана – конспект сделал рав Деслер, благословенна память mправедника.

Говорящий с царем, будет дрожать от страха – тем более, если он должен просить его о чем-то, – тем более, если он согрешил, а царь знает это – и тем более, если он украл что-то из сокровищ царя – и тем более, если царь назначил его главным над сокровищами – и тем более, если он изменил и передал украденные сокровища ненавистникам царя – и тем более, что этим он усилил ненавистников – только подумать об этом – «ведь не открыть мне рта и не осмелиться поднять голову» (Вечерняя молитва в Йом аКипурим). Дрожь охватывает нас – и она ставится нам в заслугу! Как сказал раби Исраэль из Саланта, благословенна память праведника («Ор Исраэль», письмо 7), что страх перед судом – средство быть оправданным на нем.

Report

Проголосуйте:

Добавить комментарий

Смиренным даст привлекательность

Воспитание с малых лет