в , ,

Иудаизм и биткойны. Считаются ли они деньгами?

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Получение и предоставление товаров в долг в еврейском законе

Перед тем, как перейти к вопросу, является ли что-то валютой, сначала нужно разобраться, какого её практическое применение.

В большинстве случаев,  пока вещи обладают денежной стоимостью, в еврейском законе нет разницы, реальная это «валюта» или нет. Тем не менее, есть исключения. Мы остановимся на одном, возможно, самом практическом (и самом сложном для изучения): законе о взимании процентов.

Одалживание денег — мера за меру

Я уверен, Вы знаете, что Тора запрещает давать другому еврею в долг под проценты. Этот закон применяется не только к деньгам, но и к товарам. (Например нельзя дать кому-то в долг 5 килограмм  яблок и требовать, чтобы Вам вернули 6 килограмм).[1]

Согласно Торе разрешено брать взаймы, использовать и возвращать одинаковое количество товаров. Однако, во многих ситуациях, мудрецы запретили так делать, потому что стоимость товаров может упасть. (Например, 5 килограмм яблок стоили 5 долларов, когда их брали в долг, а сейчас они стоят 8 долларов). Этот запрещенный принцип называется «se’ah b’se’ah» («мера за меру»).[2]

По этой причине предоставление товаров в долг должно осуществляться, основываясь на стоимости товаров в момент займа. Если Вы хотите вернуть товар, то Вам нужно вернуть количество равное стоимости товара в момент займа (например, стоимость яблок должна составлять 5 долларов, даже если их количество меньше взятых в долг 5 киллограм).

Однако, когда это касается валюты, можно просто занять и вернуть одно и то же количество денег.[3]

Исключения: Когда разрешено возвращать товары, взятые в долг?

Кратко остановимся на трех главных исключениях из запрета занимать и возвращать равноценные товары:

  • Когда одалживаешь небольшое количество, например буханку хлеба, разрешено вернуть буханку, так как любые потенциальные колебания цены вобщем считаются незначительными.[4]
  • Когда у самого заёмщика есть небольшое количество того типа товара, который он собирается взять в долг, ему разрешено занять большее количество этого товара.[5]
  • Если товар, о котором идёт речь имеет фиксированную рыночную цену и легко доступен, то разрешено брать его в долг и отдавать равноценный товар.[6]

 

Биткойны и иностранная валюта

Объяснив разницу между валютой и товарами, мы можем перейти к биткойнам.

Согласно еврейскому закону, «валюта» — это то, что глава государства объявил официальными деньгами страны, и то, что официально считается платёжным средством, используемым для купли-продажи в том или ином месте.[7]  

Основываясь на этом определении, становится понятно, что биткоины согласно еврейскому закону не являются валютой. Как и большинство иностранных валют, они считаются ценными ресурсами. Практически это означает, что если Вы одалживаете у кого-то биткойны, Вам нужно вернуть стоимость биткойнов, которые Вы одолжили, а не сами биткойны.

При том, что законы взимания процентов иногда запутаны, наши мудрецы предупреждают, что во многих аспектах запрет ростовщичества намного строже любых других денежных запретов.[8] В действительности, законы взимания процентов являются настолько важными и особенным, что Тора говорит нам, что в заслугу тщательного исполнения этих законов, мы удостоимся возвращения в обещанную нам Землю.[9] Пусть оно случится поскорее в наши дни!


Ссылки:

1. Дварим 23:20

2. См. Талмуд, Бава Мециа 75а

3. Шульхан Арух, Йорех Деах 162:1.

4.Там же

5. Там же 162:2. Поскольку, во-первых, это является запретом мудрецов, раввины были снисходительными, и когда у заёмщика был товар, который уже находился в его распоряжении на момент займа, мы рассматриваем эту сделку так, как будто берущий в долг продал свой товар за счёт кредитора. Поэтому, даже если цена товара повышается, не возникает беспокойства по поводу процентов, так как он уже как будто бы находится во владении кредитора.

6. Там же 162:3.

7. См. Талмуд, Бава Мециа 45а; Шульхан Арух, избранные законы 203:8

8. Шульхан Арух а Рав, Хилхот Риббит 1

9. См. Ваикра 25:36–37 и комментарии.

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Рав Ицхак Зильбер

Алахический статус мяса, созданного в лаборатории