Нет еврея, который не волнуется и не страшится дня Йом Кипура, который не пришел бы с дрожью в синагогу, мучая постом свою душу и ударяя себя в грудь, читая исповедь и покаянные молитвы. Он произносит: «Грешили мы перед Тобой, сжалься над нами, даруй нам добрый год». Но мы должны знать, что исповедь – это только пол дела. Какая половина проделана, и какую еще надо сделать? Для того чтобы понять это, приведем пример из книги рава, автора “Оель Яаков”.
Расскажем об одном богаче, у которого был сын, лентяй и неудачник. Весь день он бездельничал и ел хлеб милосердия. Отец высмеивал его, хотя сам сын хотел чем-то заниматься. Но что ему делать, если нет у него способностей ни к чему.
Однажды сказал ему отец: «Ты ведь всё равно ничего не делаешь, возьми старый подсвечник, и отнеси его ювелиру. Его ствол помялся, и он потерял свою форму. Ювелир знает, что нужно с ним сделать».
Пошел юноша к ювелиру. Тот осмотрел искривленный подсвечник, положил его на наковальню и несколько раз ударил по нему тяжелым молотком, пока не превратил в кусок серебра. Ювелир положил его на полку в своем магазине и сказал: «Приди через неделю, и ты получишь великолепный подсвечник. Но не забудь принести сто динаров».
Удивился юноша и зародилась в его голове идея. Пришел он домой и сказал отцу: «Папа, я нашел чистое и легкое ремесло! Одолжи мне деньги, чтобы я открыл свое дело, и увидишь, что я разбогатею!» Обрадовался отец и одолжил ему деньги. Юноша арендовал магазин и заказал роскошную вывеску: “Ювелир-специалист. Чинит разбитые, поцарапанные и искривленные вещи”. Купил он наковальню и тяжелый молоток, и стал ждать покупателей. Вывеска привлекла их во множестве. Один принес ханукию, другой – подсвечник, третий – кубок, четвертый – блюдо.
Он встретил их с уверенным выражением лица, ведь он уже изучил ремесло! Он положил принесенные вещи на наковальню, стукнул несколько раз молотком, превратил их в бесформенный лом и сказал: «Приходите через неделю, и вы получите великолепные вещи. Но не забудьте принести с собой деньги».
Вечером спросил его отец о работе. «Что сказать тебе, папа, найдется ли ремесло чище и легче этого! На следующей неделе я буду богатым человеком!»
Пролетела неделя, и дело нового ювелира процветало. У него было много работы, он стоял и расплющивал разные вещи и складывал их на полках магазина. Через неделю пришли покупатели с деньгами. Юноша посмотрел на полки магазина, покопался в куче лома, нашел их расплющенный подсвечник, и удивление отразилось на его лице.
Он сообщил покупателям: «Произошло что-то странное! Это не превратилось в подсвечник!»
«Что не превратилось?» – спросили его.
«Этот… старый ваш подсвечник», – промямлил “ювелир”.
«А как ты хотел, чтобы он превратился?» – расспрашивали его люди.
«Что за вопрос, я свое дело сделал, расплющил его, как видел это у старого ювелира, и положил его на полку магазина, как он сделал. Сказал вам прийти через неделю, как он сказал. И смотрите, ничего не вышло».
Люди не знали, смеяться им или плакать, улыбаться или злиться. С гневными лицами обратились они к отцу невежественного юноши, чтобы заплатил им за ущерб.
Расплакался юноша: «Папа, я ведь сделал всё как тот ювелир».
Ответил ему отец: «Действительно, ты сделал, как он. Первый этап ты выполнил полностью. Но когда ювелир ударял по вещи, он делал это для того, чтобы починить ее. После этого он долгое время работал и вырезал, формировал и припаивал, пока не создал из лома великолепный подсвечник. Но ты удовлетворился только ударом, и совсем не думал о том, как из этого сделать красивый подсвечник!»
Мораль: в Йом Кипур мы ударяем себя “за грех”, и это подобно тому, как ударяет ювелир по искривленному изделию. Мы признаем неправедными наши прежние дела и сожалеем о них, публично их осуждая. Наше страдание искренне, и наше раскаяние истинно. Однако это лишь половина работы. Теперь мы должны создать новое изделие, красивое. Выбрать новый и добрый путь для того, чтобы исправить свои поступки!