Вопрос:
Я прочитала в одной статье на тему Хануки, что есть особенное значение в том, чтобы ханукия была красивой и дорогой — словом, для праздника нужно постараться и найти самый лучший подсвечник. У меня есть одна хорошая ханукия: она позолоченная, сделана в Иерусалиме и стоила около 50 долларов. Покупать что-то лучше и дороже кажется мне своеобразным потаканием собственным прихотям; кто выиграет благодаря этой покупки, кроме моей семьи и продавца?
И я подумала, что лучше пожертвовать эти деньги нуждающимся, чем покупать дорогую ханукию, которая будет всего лишь радовать глаз нескольких людей. Как вы считаете, я права? Разве наши сердца не должны быть открыты для бедных?
Ответ:
Вы правы в том, что цдака, выделение денег на благотворительность, является чрезвычайно важной заповедью — и она действительно во многих отношениях несопоставима с другими. Именно поэтому Тора обязывает нас отделять маасер, то есть не менее 10% наших доходов, благотворительным учреждениям или нуждающимся. А если вы хотите отдать еще больше, то можете отделить аж до 20% своего заработка — это как раз и есть настоящая цдака.
Но это значит, что в большинстве случаев 80% заработка мы оставляем на траты, касающиеся нашей собственной жизни.
Так давайте посмотрим правде в глаза: большинство совершаемых нами покупок потворствуют нашим желаниям и прихотям (кроме основных потребностей, разумеется). И Тора говорит, что эти деньги мы должны тратить на то, что нас волнует, что нам важно, именно с их помощью мы должны показывать, что любим Всевышнего и заповеди, которые Он нам дает. То, как мы распоряжаемся своими 80% дохода, может и должно прославлять величие Творца. Выражение того, насколько ценными для нас являются заповеди, через суммы, которые мы готовы заплатить за самое лучшее, что только можем себе позволить, для их соблюдения — это украшение заповедей, так мы поднимаем свое соблюдение на еще более высокий уровень. Такое поведение демонстрирует, что мы не только следуем воле Бога, но и высоко ценим ее и благодарны Ему за то, что Он выбрал нас как Свой народ.