«Я же очистил дом».
Берешит (24:31)
Лаван служил идолам. Даже те двадцать лет, когда находился в присутствии своего зятя, столпа правды, избранного из праотцев, совершенного среди людей, «человека цельного», он не отказался от веры в своих идолов. Когда пожалела его дочь и забрала у него божков, чтобы избавить его от них, стал он преследовать семью Яакова и лихорадочно искать. «Почему ты украл моих богов», – негодовал он. Ой тем божкам, которых можно украсть! Но когда увидел Лаван носовое кольцо и браслеты на руках своей сестры, и когда услышал о караване верблюдов, нагруженных подарками, побежал к Элиэзеру и позвал: «Войди, благословенный Б -гом. Почему ты стоишь снаружи? Ведь я очистил дом».
Объясняет Раши: «очистил дом – от идолов». И сказал об этом Сараф из Коцка, благословенна память праведника: только он услышал, что есть возможность выгадать деньги, получить подарки, сразу убрал из дома идолов, отказался от своих божков…
Сараф из Коцка мог презирать Лавана-арамейца. Но мы, прежде чем смеяться над ним, проверим себя: разве не случалось, что ради какой-то сделки мы пропускали урок Торы, из-за лени отказывались от общественной молитвы, произнося острое словцо, обижали кого-то из семьи, и список длинен.
Сейчас мы находимся перед началом месяца кислев, вершина которого в днях Хануки.
А каков их смысл? Греки предложили свою культуру и искусство, спорт и логику. Греки предложили приятную и шикарную жизнь с одним условием: отказаться от наследия отцов, отринуть веру, влиться в их культуру. А если нет, будут греки в гневе преследовать нас до конца. Но мы стояли, как скала: «Что тебе с того, что забросаешь меня камнями? За то, что я обрезал своего сына! Что тебе с того, что ты сожжешь? За то, что я соблюдал Субботу! Что тебе с того, что убьешь меня? За то, что я ел мацу! Что тебе с того, что высечешь меня розгами? За то, что сделал сукку, поднимал лулав, накладывал тфилин, надевал цицит, исполнял волю небесного Отца» (Мидраш Ваикра раба, 32).
Что делали римляне с поколением, восставшим против их владычества, с теми, кто соблюдал заповеди? Приносили железные шары, раскаляли их и клали под мышки, пока не выходила душа. Загоняли иголки под ногти, пока не выходила душа. Об этом сказал царь Давид: «К Тебе, Г -сподь, душу мою возношу» (Теилим, 25:1), так возносили души за освящение имени Благословенного.
И об этом писал Рамбан, благословенна память праведника: «И есть другие поколения, которые делали это с нами, и даже хуже этого, и мы всё вытерпели и прошли через это» (Берешит, 32:26).
Если бы мы только согласились с ними, если бы только отказались от нашей веры, не дай Б -г, мы спасли бы свою жизнь, и нас носили бы на руках: «Вернись, вернись, Шуламит, и мы будем держаться за тебя».
Объясняет Раши: «Народы мира говорят нам: вернись за спиной Творца. Ты так цельна в своей вере. Вернись, и мы дадим тебе имения, поставим от тебя правителей».
Мы устояли перед всеми соблазнами: «Всё это прошли мы, но не забыли Тебя, не солгали в союзе с Тобой, хотя за Тебя убивали нас весь день, считались мы, как стадо для резни».
А здесь, на земле отцов, после ста поколений самопожертвования, когда так легко соблюдать Тору и заповеди, а испытания так легки, и соблазны так слабы, именно здесь мы рухнем, именно здесь разорвем цепочку, не дай Б -г?! А ведь сто поколений смотрят на нас. «Сын удостаивает отца», исполнением заповедей и традиционным образом жизни. И деда – тоже. И деда деда, до поколения выхода из Египта, до святых праотцев. И они видят нас, и надеются на то, что мы пойдем их путем. Они, устоявшие в таких тяжелейшых испытаниях, что увидят? Что мы как тот муравей, которому каждая крупинка кажется непреодолимым препятствием? Что мы не выдержали всех испытаниий. Мы обязаны им, если не себе. Чтобы не устыдились из-за нас наши отцы, чтобы увидели в нас продолжателей их традиций. И чтобы мы могли сказать со спокойной душой: мы потомки хашмонаим, несущие факел и продолжающие их наследие.