Большинству детей, которые воспитываются в межконфессиональных семьях, не хватает необходимых знаний, чтобы во взрослом возрасте сделать полноценный осознанный выбор.
Недавно в New York Times была опубликована полная страсти статья под названием «Отчасти еврейка». Стремясь ответить на неутешительные результаты недавнего масштабного исследования, проведенного среди американских евреев центром Pew, автор статьи Сьюзан Кац Миллер утверждала, что дети, которые растут в межконфессиональных семьях, отнюдь не потеряны для иудаизма.
Она пишет: «В течение года моя семья отмечает Йом Кипур, Рош а-Шана, Суккот, Симхат Тора, Хануку, Песах и множество Шабатов. Но вместе с этим мы отмечаем День всех святых и День поминовения всех душ, Адвенты, Рождество, Великий пост и Пасху». В статье без тени сомнения заявляется, что, приобщая детей к разным религиям, родители способствуют формированию в семье особой атмосферы, благодаря которой их дети, сами став взрослыми, смогут выбрать для себя религиозные убеждения, которые им на самом деле близки.
Миссис Миллер утверждает, что воспитание в духе двух религий сразу — это хорошая возможность потренироваться в умении искренне предоставить ребенку свободу и перестать его контролировать. Но разве мы готовы поступать со своими детьми идентичным образом в какой-либо другой сфере, которая нам действительно небезразлична?
Мои родители очень хотели, чтобы я добилась успеха в том, что касается образования. Что они для этого делали? Помогали мне в этом. Отправляли учиться в частные школы, где сильная программа и строгая дисциплина. Следили за тем, чтобы я добросовестно делала домашние задания. Хвалили за высокие оценки и выражали разочарование, если я старалась меньше, чем могла.
Когда я начала учиться в старших классах, папа отвел меня в свою альма-матер — Уортонскую школу бизнеса. Никогда не забуду, как сидела с ним в большом пустом спортзале Пенсильванского университета.1 Папа сказал мне: «Это твое наследие. Но, как тебе известно, наследие Лиги плюща2 не передается просто так. Ты должна его заслужить. Если действительно хочешь учиться в этой школе, необходимо хорошенько потрудиться в течение следующих лет».
И я последовала отцовскому напутствию. Выбор, который я тогда сделала, был осознанным.
Мои родители подарили мне годы самого лучшего образования. Если в каком-то предмете я была слаба, они нанимали репетитора. Я часами занималась подготовкой к выпускным экзаменам. Мне предоставляли возможность проходить сертифицированные курсы углубленного изучения материала.
Но что, если бы мои родители сказали мне, что образование в Лиге плюща — идея, конечно, хорошая, но и просто школьный аттестат мог бы стать неплохой альтернативой?
А что, если бы они время от времени брали меня с собой в Пенсильванский университет, ставший им родным, не давая при этом такого образования, которое позволило бы мне поступить в этот вуз?
Что, если бы они возили меня погулять по красивой территории университетского кампуса несколько раз в год, но не способствовали усердной подготовке к выпускным экзаменам? Могла бы я тогда сказать, что у меня действительно был выбор?
Вот на что похоже, когда ребенок имеет только поверхностные знания об иудаизме – все равно что по картинкам о праздниках.
Кампус университета выглядит весьма впечатляюще. Студенты замечательные. Кажется, профессорам и правда есть чему научить. Но при чем тут все это?
И если аттестат о среднем образовании — это выбор, который точно так же ценится моими родителями, как диплом об окончании хорошего университета (да и вообще вуза), то почему я должна прилагать усилия и выбирать более сложный путь, сдавая экзамены и несколько лет стараясь получить степень?
Без по-настоящему сильного еврейского образования осознанный выбор невозможен. Большинство детей, выросших в межконфессиональных семьях, просто скользят по поверхности противоречивых убеждений, не имея при этом ни достаточных инструментов, ни знаний, чтобы потом грамотно проанализировать свой выбор.
Но даже если человек информирован и готов сделать реальный выбор, что значит быть «отчасти евреем»?
Могу ли я быть отчасти замужем? В понедельник, среду и пятницу я замужняя женщина, а в воскресенье, вторник, четверг и, может быть, в субботу буду одинокой?.. Это абсурд, потому что обязательства по определению являются чем-то целостным.
Если что-то действительно нас заботит, если оно нас трогает и нам это действительно важно, мы погружаемся в это полностью, а не отчасти. Мы не можем познать всю глубину любви, которая возможна в браке, пока не возьмем на себя абсолютное обязательство перед другим человеком.
Точно так же мы никогда не узнаем истину Торы и подлинную красоту иудаизма, если глубоко внутри сердца будем думать, что мы лишь «отчасти евреи». (Кстати, следует упомянуть, что согласно еврейскому закону не существует такого понятия, как «отчасти еврей». Если ваша мать еврейка, то вы еврей полностью, нравится вам это или нет.)
Более того, маленькие дети не берут на себя таких обязательств. Они впитывают ценности и идеи, прививающиеся им дома, но настоящие обязательства неизбежно приходят к ним позже, когда они начинают действовать самостоятельно.
И даже детям из самых строгих религиозных семей в конечном итоге придется сделать свой собственный выбор, чтобы принять иудаизм — или же отказаться от него.
Такой выбор встал и передо мной, когда я наконец добралась до общежития для первокурсников Пенсильванского университета. Впервые в жизни я почувствовала себя свободной. Никакого комендантского часа. Никаких правил. Никто не ставит под сомнение мои решения. Рядом только те, кто так же радуется свободе.
Я экспериментировала. Соблюдала кашрут. Ездила на Шабаты в молодежные еврейские организации. Но каждый четверг и каждый вечер субботы я ходила на вечеринки с остальными ребятами из нашего общежития. Я искала истину и подвергала сомнению свои убеждения.
Но мне повезло. Я получила образование в хорошей еврейской школе; без этого у меня не было бы настоящих глубоких убеждений и знаний, на которые можно опереться, когда формируются взгляды на жизнь. И когда мой очень симпатичный сосед по парте на занятиях по философии — парень из христианской семьи, игравший за футбольную команду университета, — пригласил меня на свидание, я ответила ему «нет» не потому, что чувствовала, будто меня «принуждают» быть еврейкой. Я сказала «нет», потому что у меня была возможность сделать реально осознанный выбор, как и ощущение того, что я сама, по собственной воле искренне принимаю на себя эти обязательства.
Я хотела жить в соответствии с иудаизмом — и не отчасти, а во всем, чего это касается.
Сегодня я психолог. Я писатель. Я мама. Я жена. Я дочь своих родителей. И ни в коем случае не «отчасти», а целиком и полностью.
И точно так же я не «отчасти еврейка» — я благословлена цельностью! Целиком и полностью я еврейка на всю свою жизнь, потому что мои родители постарались познакомить меня с иудаизмом настолько, чтобы во взрослом возрасте я смогла сделать полностью осознанный, зрелый и самостоятельный выбор.
Сноски
- Уортонская школа бизнеса — известное высшее учебное заведение, относящееся к Пенсильванскому университету.
- «Лига плюща» — ассоциация из 8 частных американских университетов, считающимися не только лучшими в стране, но и одними из самых престижных в мире. Это Брауновский, Гарвардский, Дартмутский, Йельский, Колумбийский, Корнеллский, Пенсильванский и Принстонский университеты. А название Лиги связано с тем, что старые здания этих университетов обвиты плющом.