И каждый из дома Исраэйлева и из пришельцев, живущих между ними, кто будет есть какую-либо кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю его из среды народа его.
(Ваикра, 17:10).
Тора наставляет нас многочисленными увещеваниями не употреблять кровь в пищу.
Кли Якар («Драгоценный сосуд», один из наиболее выдающихся сводов толкований на Хумаш, Пятикнижие; составлен известным талмудистом, рабби Шломо-Эфраимом из польского города Ленчица) замечает, что в книге Дварим Тора повелевает нам не использовать для еды пищу, содержащую кровь, и тогда бы «хорошо было тебе и детям твоим после тебя вовек». (Дварим, 11:28).
Комментатор объясняет, что употребление крови в пищу привносит жестокость в естественную природу того, кто ест такую еду, а природа отца, в свою очередь, передается его детям.
По этой причине Тора предупреждает нас: не использовать кровь, дабы не ожесточить себя и свою душу.
Эту идею нелегко понять.
Во-первых, каким образом употребление в пищу крови может сделать человека жестоким?
Во-вторых, как это изменение может повлиять на наследственность таким образом, что и дети вкушавшего еду с кровью родятся безжалостными?
Чтобы оценить этот вывод, следует рассмотреть фундаментальное строение человека.
Книга Ховот га-левавот учит, что в человеке соединяются два естества: разумная душа и животная душа. Из этих двух сущностей складывается наше «я», которое думает, мыслит, чувствует и помнит. Разумная душа тянется к Вс-вышнему, стремится делать хорошие дела, жаждет смысла и цели.
Животная душа тоже обладает желаниями и наклонностями и, в свою очередь, жаждет материального. Чтобы лучше понять ее, рассмотрим мир животных.
Понимание животной души
Всевышний наделил каждое животное инстинктами, необходимыми для его выживания и продолжения рода. Животное не умеет мыслить. У него нет «я», нет стремления к величию и нет «капитана корабля», того, кому он должен подчиняться.
Но у него есть сущность, запрограммированная на выполнение его потребностей. Эта сущность и есть животная душа.
Эта душа состоит только из инстинктов и страстей, и на нее оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Весной птицы возвращаются на север, они начинают вить гнезда и искать себе пару. В этом действии у них нет свободы выбора. Две птицы не садятся рядом и не говорят друг другу: «Пришло нам время осесть и создать семью». Одно животное (или птица) тянется к другому, благодаря его образу, запаху и звуку, свойственному его роду, и таким образом создается пара. Она основана на инстинктах, на заранее созданной схеме работы рефлексов.
Эти инстинкты и желания зависят от различных факторов. Птица, принадлежащая одному виду, может не вызывать желания у птицы другого вида или даже у птицы общего с ней вида, но в другое, «не активное» время года. В середине зимы желание продолжения рода спит. Смена сезона пробуждает птиц, и их стремление к продолжению рода доминирует над всеми остальными инстинктами и рефлексами птицы. Таким образом, обеспечивается выживание каждой конкретной птицы и рода в целом.
Разъснение комментария Кли Якар.
Таким образом, становится понятен указанный выше комментарий Кли Якар. Он объясняет следующее: когда Тора запрещает нам употребление в пищу крови, это происходит потому, что кровь животного может привнести изменение в наш организм. Мы переварили бы часть души этого животного, и она стала бы, в свою очередь, частью нашей животной души. Наше естество изменилось бы, потому что часть нашего «я» – животная душа – и, таким образом, мы приобрели бы качество жестокости. Это изменение проникает в естество человека настолько сильно и глубоко, что если бы человек, выпивший кровь, родил ребенка, этот ребенок также обладал бы полученной от родителей, “запрограммированной» жестокостью.
Подобно тому, как некоторые химикаты воздействуют на наше настроение, Тора учит нас: определенные вещества могут оказывать постоянное воздействие на природу человека. Они меняют его животную душу, и, соответственно, то, как он думает и чувствует.
Похожим образом наши мудрецы объясняли, почему ни одно из кошерных животных не является хищным. Природа хищника – охотиться и убивать. Если бы человек съел мясо такого животного, часть «хищной» души животного стала бы частью души человека, и тогда он изменился бы в сторону агрессивности и ярости.
Тора запрещает нам, таким образом, нарушать тонкое равновесие естественной природы человека.
Эта идея очень важна для лучшего понимания заповедей Торы как системы усовершенствования человека. Б-г, Создатель этого мира, даровал нам заповеди в качестве руководства к жизни, своеобразного путеводителя, помогающего изучать и совершенствовать развитие человека. В ней содержатся все инструменты, необходимые для достижения истинной гармонии и величия души. Некоторые из них очевидны и понятны; осознание других – занимает годы, а иногда и вовсе не приходит.
Факт остается фактом: эта система существует и действует. Следуя указаниям, установлениям, запретам и заповедям, данным нам, человек получает гарантию самосовершенствования и продвижения в правильном направлении во имя самого оптимального своего нахождения на планете Земля и выполнения главного назначения, указанного Всевышним.